С небольшим опозданием расскажу про свое участие в чемпионате по блесне на Комсомольском озере, прошедшем в последние выходные.
Изначально я рассчитывал не занять последнее место – учитывая тот момент, что я буквально в первый раз в жизни собирался ловить «спортивного» окуня на внутреннем водоеме.
Да и ассортимент моих «маленьких» блесен также доверия не внушал – проверил игру в ванне – понравилась только одна легкая блесенка (купленная у Лазарева) – вот на нее я и решил сделать ставку.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
Я едва успел к старту (проспал дома)– так что не успел не то, что подготовиться – даже одевался уже на льду.
Решил держаться команды Технолога, чтобы хотя бы немного поучиться подобной рыбалке.
Технолог выбрал «зону» на выходе из Молодежного залива, в районе гряды, вдающейся далеко в сторону островов.
Но, как оказалось, наибольшая концентрация окуня отмечалась на нижних границах свалов – так что основная ловля проходила на глубинах от 6 до 8 метров. Но иногда я забирался и на 10…
Для такой глубины моя легкая «лазаревская» блесна не только не годилась – можно сказать даже хуже – использовать ее в подобных условиях было признаком высшего дилетантства. А ведь я проходил с ней почти весь день, только к вечеру сменив на другую.
Когда я рассказал Лазареву про то, на какой глубине ловил на его блесну – он, наверное, даже не поверил, что я вообще до дна «достал». По его словам – желательно глубже 3 метров с его «заготовкой» не забираться…
Мне почему-то казалось, что раз хорошо играющая (по моему мнению) блесна у меня только одна – то не имеет никакого смысла менять на другую (играющую, якобы, хуже).
Да, к тому же, и рыбалка началась для меня довольно неплохо. На «верхнем столе» гряды мне удалось поймать нескольких окуньков, один из которых был сравнительно крупным (на 50 гр.). Так что какое-то, весьма ограниченное время, я даже был лидером по сравнению с Технологом и компанией (Технолог и Миха поначалу вообще бурили лунки впустую). Но как только ребята сместились на нижнюю границу свала, где глубина и концентрация рыбы была больше – мое отставание стало катастрофическим.
Правда, у меня получилось в одной из лунок попасть на стайку окуней и вытащить больше десятка – удивительно, как мне это удалось. Но в остальных точках попадались только единичные экземпляры. Учитывая средний вес рыбы 20-25 граммов – это было весьма скромно.
Вот так до вечера я и промучился. Пока по совету Феди не поставил 5-см. Линдрос с крылышками. И сразу же в каждой лунке начались поклевки!!! Одна за другой. Но блесна была не подготовлена к подобной рыбалке – так что поймал я немного - постоянные сходы, пустые тычки и т.д.
Итог первого дня для меня был еще довольно приличным – с результатом 810 граммов - я каким-то образом опередил трех спортсменов. Но не сомневаюсь, что у них это было связано с неудачным выбором места ловли.
Победителем первого тура оказался Константинов, наловивший более 8 кило весьма неплохого окуня в тростнике Молодежного залива. Я бы, возможно, и собрался в тот район – но Технолог был твердо убежден, что на мелководье рыбы на всех точно не хватит. Так оно и произошло. Я лишь злорадствовал, когда на следующее утро Константинов шел на свои точки в сопровождении всех неудачников первого тура….И результат в новый день оказался таким, что Константинов оказался в самом хвосте турнирной таблицы, заняв по итогам двух туров только пятое!!! место…
«Спортсмены», которые рыбачили с ним во второй день, с уважением говорили – как это он так много еще поймал-то рядом с нами – профессионал, блин… У нас то, типа, совсем плохо клевало…)))
На наших же глубоководных точках проблема «выбиваемости стай» практически не стояла… Так что и на второй день отправились туда же.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
На этот раз я решил сделать ставку на тяжелые блесны. Выбрал тяжелую маленькую магазинную блесну за 100р., оснастил ее по совету Технолога. И вот на такую снасть и проловил весь день.
Уже в первой лунке на глубине 8 метров мне попалось больше десятка полосатиков. Ребята начали отставать практически с самого начала.
И только Федя умудрился довольно скоро найти лунку, на которой и просидел весь день, таская одну рыбу за другой. Судя по всем признакам, его лунка пришлась как раз на ямку на нижней границе резкого свала, где и скопилась рыба. Во всяком случае, я даже на Ладоге никогда не видел и не слышал, чтобы из одной лунки поймали 200 штук окуней…
Но когда Федя под вечер уже начал искать рыбу на большей глубине, клевало у него не так уж и здорово. Во всяком случае, мой темп ловли был вроде бы повыше…
Наконец-то я попал в свою стихию – мог от души экспериментировать с «игрой». И теперь я могу подвести логическую черту под причиной моих неудач при плохом клеве и успехов – при хорошем.
Дело в том, что моя игра блесной постоянно меняется. И если рыба клюет плохо, то я, начиная экспериментировать, все дальше удаляюсь от оптимального уровня – только уменьшая свои шансы.
При хорошем же клеве я постоянно подмечаю, когда рыба начинает капризничать, а когда ее активность в лунке возрастает, в зависимости от изменений моих телодвижений.
В итоге ближе к концу рыбалки я уже спокойно собирал стаю окуня и даже мог регулировать ее по вертикали – перемещая «косяк» то вверх, то вниз по своему желанию. Причем игра, разработанная к вечеру, была весьма сложная, но подчиняющаяся определенным принципам.
Основа – частые взмахи, практически без паузы…
Как бы я пришел к этому самостоятельно - блесна тяжелая и останавливается после взмаха быстро, да и рыба активная. А вечером смотрю – и Технолог почти также играет… Надо же, говорю, - я столько наблюдал за твоей игрой, а к этой пришел самостоятельно. Он мне отвечает – типа не только ты за мной наблюдаешь, но и я за всеми….
Из смешного – пару раз резко сбрасывал блесну на дно – так она просто приземлялась на загривок окуня, цепляя его в районе спинного плавника.
Забагрить за брюхо – обычное дело. Но чтобы так. Тем более, что это повторилось четыре раза (один раз окунь ушел) на одной лунке.
А как рыба заглатывала блесну – несколько раз изо рта 30-граммовой рыбешки торчал только кончик блесны (тройника даже не было видно). А когда я пытался вытащить приманку – это получалось сделать только вместе со всеми внутренностями.
Начиная с обеда (когда я уже подобрал игру), я вообще не ждал рыбу. То есть если после двух проводок на лунке не было поклевок – то я сразу же перемещался на соседнее место.
Более того, если поклевки следовали через одну-две (в крайних фазах после многих взмахов)– но были неуверенными, то я также менял точку, говоря, что это, типа, «не мой окунь, пойду искать своего».
Но искать то и не приходилось. По меньшей мере, 70 процентов лунок были с рыбой. Но, правда, не везде удавалось нормально раздразнить стаю…
В итоге мой результат второго дня был весьма неплох – 4770 граммов (порядка 200 штук окуней) - и пятое место во второй день. Причем я значительно обошел Технолога и Миху, а также и Константинова, у которых было от 3 до 4 кило. А Миху – даже и в общем зачете, заняв по итогам двух дней седьмое место.
Чемпионами стали москвичи, которые сумели найти рыбу на весьма перспективной точке – срединных островах. Честно говоря, если бы я самостоятельно выбирал зону ловли, то тоже бы отправился туда же…
Здорово, что мой результат был сделан на прозаической магазинной блесне (насколько я понял, все остальные спортсмены пользовались самоделками)… Тем более что, учитывая приблизительно одинаковый клев в оба дня, и постоянное улучшение моей игры – я вполне теоретически мог бы бороться и за призы…
Но и обольщаться не стоит – мои успехи во второй день получились благодаря большой глубине (где блесны Технолога не слишком хорошо работали) и активности (конкурентности) рыбы. В другой ситуации придется учиться практически заново…
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ.
Но самое интересное я приберег на десерт. Поздним вечером в субботу (после первого тура) – я с Технологом, Михой и еще одни рыбаком пошли «выстукивать» налима.
Дошли почти до островов – но поклевок не было. Полнолуние, бесснежный лед – все это не самый «налимий» вариант условий…
И вот я решил кардинально поменять снасть (у ребят были обычные джиг-головки с подсадкой филе окуня) – я поставил очень крупную 30-50 (сантиметров пять-шесть) граммовую мормышку - блесну, ярко светящуюся. И также насадил кусок окуня.
Вот сейчас то я наловлю рыбы, - во всеуслышание заявил я, - и опустил снасть в лунку. И представьте мое удивление, как буквально через пару минут ощутил мощную потяжку.
Сначала рыба шла вверх почти безжизненно, но затем начала резко сопротивляться. После 20-граммовых окуней я дал слишком много свободы и налимчик несколько раз разворачивался хвостом вверх, значительно усиливая резкость рывков.
Налимчик был небольшой – 471 грамм. Но смотрелся солидно.
Но, вопреки ожиданиям, дальнейший поиск никому поклевок больше не принес.
И вот мы уже вернулись к берегу, остановившись перед самой базой. Остановились на гряде, где другими спортсменами было пробурено много лунок. Я даже и пробуриваться не стал – просто разбил лед каблуком сапога.
Опустил приманку на дно – а там крупные камни, с которых она буквально скатывается и иногда даже цепляется.
Постучу и сделаю паузу. И так много-много раз. По камням хорошо стучится тяжелой мормышкой.
И вот я снова поддергиваю мормышку вверх, чтобы стукнуть по дну – но та снова застревает в камнях. Я автоматически сбрасываю леску, чтобы отцепить приманку. Но тут же обращаю внимание, что «камень» «стоит» значительно выше от дна, чем это положено…И тут я сделал подсечку.
«Камень» не отцепился, но безжизненно пошел вверх. И у самой лунки резко ожил, и не собираясь проходить в отверстие.
Раза с пятого рыбина все-таки прошла в лунку, но в пробитое каблуком узкое отверстие точно не пролезала. Туда даже моя рука не лезла по нормальному. К счастью из отверстия показалась мормышка. Изо всех сил потянув пальцами за металл, я протащил голову налима, а затем и схватил его за жабры. Скользкая рыбина прошла наверх чуть ли не со скрежетом.
И вот налим на 894 грамма на льду.
Обе рыбины уверенно заглатывали филе, так что крючок насквозь пробивал плотную пасть.
В итоге - за два часа вечерней (с 19:30 до 22:15) рыбалки я этими двумя налимами и ограничился – а вот у ребят на троих не было ни поклевки – не «сезон»….
Неплохая прибавка к «пиписочному» окуню.