Этот небольшой очерк о незабываемых событиях, участником которых мне довелось побывать, я написал по трём причинам: во-первых, мне «многие звонят или пишут в почту» с просьбой рассказать о них в «своём блоге», во-вторых, похоже, я заразился графоманией головного мозга, а в-третьих, перед Новым годом мы с Игорем (Ингваром) побывали в студии одного интернет-радио, где два часа в прямом эфире вещали о своих приключениях.
Судя по количеству задаваемых вопросов, наша болтология была действительно интересна слушателям.А самое главное - когда я писал этот рассказ, то вновь переживал всё то, что было пережито тогда. Стало быть, время, потраченное на эту писанину, в любом случае не пропало для меня даром... _____________________________________________________________________________________________________
В 2014 году, проехав верхом на лошадях около ста километров по горам Хамар-Дабана и сплавившись на катамаранах* по очень рыбной и достаточно спортивной реке Зун-Мурин, мы были буквально очарованы красотой сибирской природы, её богатством и уникальностью.
Поэтому осенью 2015 года мы (команда любителей рыбалки, охоты и экстремального сплава из разных городов нашей необъятной Родины) единодушно приняли решение летом 2016 года вновь побывать в Прибайкалье.
Но на этот раз нам захотелось повысить планку и пройти по более сложной и интересной во всех отношениях реке по имени Снежная. Буряты её называют Удалха, что в переводе означает «рыбная река».
Что касается спорта, то река эта в целом имеет четвёртую-пятую категорию сложности, однако на маршруте есть три "шестёрки": Жаба, Снежинка и Слив - пороги шестой (максимальной) к.с, а также практически непроходимый для катамаранов десятиметровый водопад с красивым названием «Полёт Белки» (Хырмын-Дулю).
Река носит паводковый характер, что придаёт ей дополнительную опасность и непредсказуемость. Протяжённость сплава составляла чуть более ста километров. Нас было 10 человек, а в качестве плавсредств мы использовали три катамарана двойки и один катамаран четвёрку. В ноябре 2015 года, купив билеты на самолёт до Улан-Удэ и обратно, мы согласовали заброску* и стали с нетерпением ожидать время «Ч» - 25 июля 2016 года. И вот оно наступило: ночной перелёт, получение вещей, предварительно отправленных транспортной компанией, закупка продуктов и затем восьмичасовой переезд в посёлок Баянгол, расположенный в предгорьях Хамар-Дабана. Дорога на Баянгол пролегает местами в пятнадцати-двадцати километрах от российско-монгольской границы.
Погранпост... Наш забросщик Альберт, истинный бурят, предъявив документы, рассказал кто мы такие, куда и зачем едем, а пограничник, кивнув головой в нашу сторону, строго спросил: «Когда они вернутся?» На что Альберт почти пророчески ответил: «А они не вернутся...»Многочасовое путешествие пролетело незаметно: мы помаленьку употребляли спиртное, а Альберт, кстати, очень грамотный и начитанный мужик да к тому же ещё и большой балагур, выступая в роли гида, увлечённо рассказывал нам бурятские байки. Добравшись до Баянгола, перегрузились в «шишигу» и на ней карабкались в гору до тех пор, пока дорога практически не закончилась, ну а там нас уже поджидали две «шайтан-арбы», стоявшие под парами. Гусеничный транспортер снегоболотоход (ГТС) - это маленький пассажирский танк, который способен ехать там, где ехать, казалось бы, абсолютно невозможно: по болотам, горам, рекам и, естественно, буеракам...
Командиры этих чудо-машин вселяли в нас стопроцентную уверенность, что поставленная боевая задача будет обязательно выполнена, и мы неминуемо окажемся на Снежной.
Был момент, когда при форсировании очередной водной преграды наш танк утратил контакт с речным дном. И вдруг он каким-то чудесным образом практически поплыл и плыл, пока не зацепился гусеницами за твёрдую поверхность. А ведь это, по сути дела, кусок железа. Фантастика, да и только... Одиннадцатичасовая поездка на ГТСках по горной тундре - это отдельная песня, в которой есть свои нюансы: если ехать на крыше кабины и, сидя на мягком матрасе, обозревать окрестности и орать песни - это одно, а если валяться в пассажирском отсеке, охеревая от грохота и тряски, то это совсем другое дело. Ощущение там такое, будто находишься внутри огромной железной бочки, которую усиленно трясут и лупят по ней молотками. Впрочем, усталость и спирт делали своё дело, и мы периодически умудрялись засыпать даже в таком кошмаре.
Заменив по пути более десятка ремней не то генератора, не то вентилятора, регулярно заколачивая пальцы в гусеничные траки и устраняя другие неисправности, в конце концов мы достигли желанной цели: наши ГТСки замерли на берегу реки Снежной. Разгрузившись, мы душевно распрощались с прекрасными мужиками - бурятами, которые добросовестно исполнили договор и доставили нас в целости и сохранности в место предстоящего старта. Быстро разбили бивуак и, немного отдохнув с дороги, приступили к культурной программе,
которая оказалась неожиданно
продолжительной, потому что на следующее утро на стапель прикатила иркутская
команда. По этой причине всеми нами коллегиально было принято решение устроить
совместный фестиваль. Поскольку в состав прибывшей команды входили не только
иркутяне, но и иркутянки, то помимо пьянки, анекдотов и воспоминаний о былом, у
нас состоялись настоящие танцульки! Только на третий день, стиснув зубы и собрав всю свою волю
в кулак, наша команда смогла загрузить катамараны и очень вяло стартовать. Наконец-то, мы
приступили к рекреационной деятельности, о которой мечтали целый год. Девушки
махали нам вслед платочками, а пацаны бросали вверх каски...
Стояла великолепная погода.
Снежная радовала нас мощными порогами, которые мы лихо преодолевали, не теряя
времени на просмотры* и страховку, ну а добрая река Удалха милостиво прощала
нам эти маленькие шалости.
Человек, который отправлялся в кусты по нужде, мог этак за пятнадцать-двадцать минут попутно набрать пару вёдер лисичек, которые гораздо больше были похожи на жёлтых поросят, чем на чахлых представителей семейства псовых. Лес был полон черникой и брусникой, а по берегам в изобилии росла красная смородина...
2 августа мы торжественно отметили День ВДВ. Хоть торговли арбузами поблизости не наблюдалось, представители ЛГБТ-сообществ мимо нас не проплывали, а вместо фонтанов мы купались в речке - все эти мелочи абсолютно не портили нам праздничное настроение: в этот день у нас была баня, банкет и песни у костра.
Начитавшись отчётов о Снежной и насмотревшись фотографий, на которых рыбаки были буквально увешаны гирляндами из рыб, от Рыбной реки я ожидал если уж не режима лифта, то, во всяком случае, уверенного и методичного клёва, однако рыбалка оказалось очень трудовой. За две недели был, пожалуй, один единственный день, когда мы наелись рыбой от пуза, ну а в остальные дни хариусы и ленки (рыбы из семейства вкусненьких) служили скорее закуской, чем едой. Интереснее всего было ловить в маленьких речках, впадающих в Снежную. Вода в них идеально прозрачная с голубоватым оттенком. В небольших омутках на дне виден каждый камешек. Казалось, что рыбы здесь нет и быть не может, но при проводке маленькой вертушки вдруг из ниоткуда возникал хариус и агрессивно атаковал блесну: сначала самый крупный, потом поменьше, затем ещё меньше и... можно было идти дальше... Всё это происходило буквально так, как прописано в статьях известных рыболовных профи.
Наша идиллия продолжалась до 9 августа. Днёвка в устье реки Кит-Кит... Ничто не предвещало беды.... Впереди шумел невнятный порог Кит-Китский...
Он интересен только тем, что упирается в водопад Полёт Белки, поэтому перед ним нужно было технично зачалиться, ибо падать в Хырмын-Дулю - это занятие, мягко говоря, не очень полезное для здоровья.
Водопад Хырмын-Дулю (Полёт Белки) - уникальнейшее творение природы: река с расходом воды около двухсот кубометров в секунду с жутким грохотом низвергается с высоты четвёртого этажа в гранитную чашу, глубину которой до нас ещё никто не измерял, и далее она стремительно несёт свои воды в священный Байкал. Это ж надо, блин... Сказанул, так сказанул... Проснувшись утром 10 августа, вылезаю из палатки, смотрю на речку, и мне начинает казаться, что я всё ещё сплю, а мне снится сон, что я не на Снежной - в Прибайкалье, а в Китае - на реке Хуанхэ. Уровень воды поднялся метра на два, катамараны, которые мы затащили высоко на берег и совершенно машинально привязали к деревьям, трепыхались теперь в мутном кофейно-молочного цвета потоке, как флаги на ветру. Мимо проплывал всякий хлам...
Это был если и не селевый поток, то что-то близкое к
этому. Доселе бестолковый порог Кит-Китский теперь выглядел угрожающе: бочки, валы, прижимы и прочие прелести белой воды... К слову сказать, с запасом еды, который
у нас оставался к тому дню, мы могли бы жить припеваючи как минимум целый
месяц, а может быть, и больше. Нормальные водники в такой ситуации плюют на свои
билеты, если таковые имеются, ныкаются по палаткам и расслабляются в ожидании прекращения
паводка, но мы не такие. Мы смелые, умелые и отважные!
Чувствую, что катастрофически мёрзнут ноги, смотрю вниз и обнаруживаю, что я босиком. Неопреновые* сапожки, которые в повседневной жизни устанешь стягивать с ног, Белка сдёрнула с меня так, что я этого даже не заметил. Кстати, если после ДТП видишь лежащего на дороге человека, на котором нет обуви, то можно не сомневаться, что это покойник. А я стоял босиком посреди реки и был жив, опровергая тем самым неоспоримую медицинскую истину. В это время мимо нас, как летучий голландец, на ровном киле проплывает абсолютно целая четвёрка и скрывается в пороге вместе с вещами и со всей(!) нашей едой. Юрик кричит сквозь шум воды: «Надо плыть!» Я и сам понимаю, что нас отсюда никто не снимет и что очередного самосплава* не миновать... Жутко не хотелось этого делать. Я тогда ещё не знал, что через несколько дней мне придётся ещё дважды добровольно и абсолютно сознательно прыгать в бурлящий поток... Разворачиваюсь лицом к Жабе и вдруг вижу Игоря и Андрюху: они живые и здоровые ходят по скале ниже порога. Значит, самосплавом прошли Жабу! Это обстоятельство меня бодрит и радует - я решительно прыгаю в воду: если уж под Белкой не умер, то с Божьей помощью и в Жабе как-нибудь выживу. Традиционно развернувшись ногами вперёд, приближаюсь к порогу... Андрюха кричит: «Левей бери, левей!» Тут же вспоминаю, что даже на катамаранах в пенный котёл никто не лезет, и все проходят порог, прижимаясь к левому берегу. Начинаю левить... На заходе с удивлением констатирую, что нет камня, который сто раз видел на фотках. К нему обычно прижимаются левым баллоном, чтобы избежать неприятностей. И тут же получаю мощнейший удар по заднице (камень был просто-напросто скрыт высокой водой) и засим падаю в бочку. Жаба отнеслась ко мне гораздо деликатнее, чем Белка: пожевала секунд десять и выплюнула прямо к скальному берегу, откуда ко мне уже тянулись руки друзей. Меня извлекли из воды, и тут я увидел, что кроме Игоря и Андрюхи на берегу присутствуют белгородцы Ромик и дядя Саша. Живы! Осталось теперь решить проблему Юрика, и тогда всё будет о'кей, но он уже собственной персоной шагал нам навстречу - ему всё-таки удалось выбраться на берег выше порога и не попасть в лапы коварной Жабы. Итак, нас шестеро на левом берегу, четверо - это те, кому удалось зачалиться перед водопадом, - на правом берегу. Все живы и, если не считать моего голеностопа, который изрядно распух и посинел, то вполне себе здоровы. И это самое главное, ну а все возникающие проблемы будем решать по мере их поступления. С этого момента началось наше шестидневное реалити-шоу «Сибирские джунгли. Остаться в живых», причём кардинальным отличием нашего шоу от телевизионного было то, что никто из нас не мог тогда сказать: «Всё... Нах... Надоело... Я поехал домой...» Но это, как говорится, уже совсем другая история...
_____________________________________________________________________________________________________
Некоторые термины:
Бочка* - коварное локальное речное препятствие с пенным котлом у основания и обратным течением (противотоком) на поверхности.
Самосплав* - экстремальный вид индивидуального сплава вне судна.
Заброска* - попытка добраться к началу сплава (на автомобилях, лошадях, тракторах, а также любыми иными способами).
Катамаран* - судно с двумя соединенными рамой параллельно расположенными гондолами. Управление катамараном осуществляется гребцами посредством вёсел, педальный привод отсутствует.
Неопрен* - пористый материал, который задерживает воду и сохраняет собственное тепло тела достаточно долгий период времени.
Просмотр* - предварительный осмотр, изучение препятствия с берега: «ходить бояться».
Стремена* - лямки, которые жёстко фиксируют к катамарану согнутые ноги водника.
Ходовой день* - полноценный день сплава по реке.
(В памяти сразу рисуются картинки из фильмов...)
Сюжет, подача, стиль превзошли ожидания!
Супер! Благодарю.
Для читабельности, пытался разделить текст на абзацы, но не смог постигнуть эту премудрость. В черновике было вроде всё красиво, а после публикации получалась какая-то абракадабра... Пришлось шуровать сплошняком.(((
Dreamer
Саночник
DEF
С продолжением есть один нюанс: написать обо всём коротко – это очень сложная задача, а если сочинять длинный рассказ, то вряд ли найдётся такой поклонник моего таланта, который сможет дочитать его до конца. Поэтому, как говорится, я буду подумать.
Хорошо написал, молодец!
Да, с абзацами было бы лучше. Приходится выделять.
Продолжение было бы интересно почитать.
Я сам по себе хоть и пожилой, но как блогер ещё очень юный. Может, с годами и научусь писать с красной строки, чтобы не напрягать читателей.:)
Ну, хоть и "юный", но "намба вана" все одно "сделал", по всем статьям )))
"Свиногруз..." перечитывал раз пять. )) Что-то можно "на цитаты" даже взять. ))
Когда вспоминаю это мероприятие, то сам удивляюсь, почему мы не утопли или, например, не кизданулись с гор - таких возможностей было более чем достаточно. Не зря говорят, что "везёт дуракам и пьяницам", а мы, видимо, и то, и другое...:)
Круто! ЮСчу поучиться бы! Что то блогер намба ван не поставил лайка...
Я по рошинке, как то в прошлом, на уфимке 22 сплавился с коллегой, вот страха натерпелись то, хотя там порожки для детского садика,я бы сказал даже для ясель...
Держи лайк - коллега))
Спасибо. Открою Вам страшную тайну: на речке иной раз мне бывает очень ссыкотно, причём даже не иной раз, а очень часто. А что касается ЮСа, то он человек серьёзный и дюже занятой: некогда ему всякую "беллетристику" читать - он на деловых вопросах сосредоточен! :D
Про примету со слетающей обувью слышал, а как этот эффект обьясняет наука?
Думаю, что это инертность: ботинки не успевают за телом, которое получает огромное ускорение.
Какой ужас.
В смысле, дальше в ботинках без подошв?) А подошвы не картонные были?))