Дорога Жизни - мемориалы на о. Птинов и Сухо открытые в 2016 году.

Ко всем записям

Как мы создали мемориал посвящённый погибшим на барже " Б-752" 17 сентября 1941 года.

 

Наступает в жизни такой момент, когда понимаешь, что именно ты несёшь ответственность за свой дом, улицу, город и страну. Понятие родная земля перестаёт быть лозунгом из школьного учебника и ты хочешь узнать историю своих предков. Желание сделать что-то полезное начинает преодолевать зов рыбалки или простого пикника. Вот так и появилась наша группа занимающаяся увековечиванием памяти защитников Ленинграда.

Историческая справка.

Официальный доклад о катастрофе баржи № 752 был рассекречен только в 2004 году, из-за колоссального количества человеческих жертв - погибло от 1200 до 1500 человек. Такое огромное количество погибших явилось следствием перегруза баржи, люди находились не только на палубе, но и в трюме. Забыли большие начальники и про страшные ладожские шторма.

Первой блокадной осенью на Ладожском озере произошло следующее. В ночь на 17 сентября 1941 г. в районе между банкой Северная Головешка (6,4 мили к N от мыса Пайгач) и о. Сухо, почти одновременно погибли три баржи:

- баржа № 752 с курсантами и командирами военно-морских учреждений г. Ленинграда;

- баржа с двумя пулеметными батальонами;

- баржа с боеприпасами.

Только на одной барже № 752, которая шла из Осиновца в Новую Ладогу, находилось в общей сложности до 1500 чело­век, в том числе:

- курсанты и начальствующий состав Военно-морского инже­нерного училища им. Ф.Э.Дзержинского,

- курсанты и начальствующий состав Военно-морского гидро­графического училища им. С. Орджоникидзе,

- выпускники Военно-морской медицинской академии,

- члены семей начальствующего состава, в том числе дети,

- личный состав ряда других морских учреждений и гражданские лица.

При входе баржи в район банки Северная Головешка погода изменилась - ветер, усилившийся до 8-9 баллов, оборвал буксирные тросы, заведенные с парохода «Орел», и баржа начала заполняться водой.

В 1942 году группа гидрографов во главе с капитан-лейтенантом Н.П.Клюевым на плёсе острова «Птинов» обнаружила разрушенную штормом баржу № Б-752, прибитую волнами к берегу острова. В трюме баржи находились тела погибших, а также штурманское и гидрографическое имущество. Всех погибших гидрографы похоронили, а в северо-восточной части острова «Птинов» на природном камне выгравировали памятный текст.

 Официально с 4 марта 2016 года, МЫ именуемся так:
- Региональная общественная организация без образования юридического лица по увековечиванию памяти погибших в крушении баржи 752 17.09.1941г. и обороне о.Сухо 22.10.1942г. (сокращённо «ОСТРОВ СУХО»). Мы много путешествуем по Ладоге и часто останавливались на маяке о. Сухо. Как-то решили изучить его  историю и узнали о невероятном бое прошедшем там. В 1942 году 70 краснофлотцев смогли отстоять маяк от напавшей на него флотилии немецко-фашистских, итальянских и финских захватчиков, состоящей из 30 судов ! Задачей фашистов было нарушить работу "Дороги Жизни". Подробнее расскажу об этом в следующий раз. Изучая архивы, попутно мы наткнулись на информацию об ужасной трагедии баржи, за один шторм красная армия потеряла больше 1000 будущих офицеров. После этого случая перевозка людей на баржах была запрещена.

Нами было принято решение о создании мемориала на острове Птинов посвящённого погибшим. Все необходимые согласования удалось получить менее чем за полгода. Далее мы должны были найти памятный камень, установить информационные и стенды и поминальный крест. Всего за три выхода в Ладогу проведённые на собственные средства и пожертвования мы это сделали ! Камень обнаружен и надпись на нём восстановлена фото 1 (дети участников группы Артём Гуляев и Егор Жуков) .gsVWB6jk78wIAVJIAUyBTLdDeUzIuC1K.JPG Это удивительная история находки, ведь остров довольно большой и зарос кустами , есть много болотистых мест, но словно кто-то помогал сверху ! Камень мы нашли за десять минут !!! Архивные материалы для стендов были получены нами в музее "Обороны и Блокады Ленинграда" фото 2 .M3C2hEgGxlwx2nKiYPpRJs9kjNrMZMKL.JPG Рядом с местом захоронения установлен и освящён крест высотой 5,5 метров фото 3. vwMqlRdv9wpmfKOJ472pxEUf3WVwHo7d.JPGОсвятил крест настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице отец Вячеслав.

После такого объёма тяжелейших работ(в основание креста ушло 1.5 тонны цпс, воду пришлось носить на полкилометра в глубь леса) наступает удивительное состояние покоя и счастья, ты начинаешь ощущать себя настоящей частицей России. Родная земля, предки-защитники это теперь не абстрактные понятия из учебников, а те люди ценой своей жизни, давшие тебе шанс прожить достойно в своей свободной стране.

Координаты мемориала на фото 4.5GrSd0Jb9RcLONWoaun1kzNPwZj1HI5N.jpg

Найти нашу группу можно найти в контакте. В дальнейших наших планах установка металлического креста на острове Сухо. Лишние руки и дополнительные средства будут кстати.

 

Участники группы.

Командор Георгий Данилов(СПб)

Супер-Карго Андрей Блинов(СПб)/Джамбо-Джамб(ПКР)

Дизайнер Анна Иванова-Крупп(СПб)

Дизайнер Сергей Королёв(СПб)/Korsa(ПКР)

Краевед Михаил Удалов (Новая Ладога)

Бойцы:

Данила Беглецов (СПб)

Кирилл Беглецов(СПб)

Никита Волк(СПб)

Андрей Беднов(Всеволожск)/Лесоруб(ПКР)

Александр Гулит(пос. им Морозова)

Сергей Гуляев(Новая Ладога)

Наталья Гуляева (Новая Ладога)

Артём Гуляев (Новая Ладога)

Анатолий Кириллов (Новая Ладога)

Дмитрий Кипров(Кириши)

Александр Иванов (Кириши)

Дмитрий Иванов (Кириши)

Константин Васильев (Кириши)

Кирилл Крупп(СПб)

Никита Данилов(СПб)

Александр Литвинов(СПб)

Влад Багров(СПб).

Благодарим за помощь:

 главу администрации МО Новоладожского городского поселения - Баранову Ольгу Сергеевну и его заместителя - Короля Андрея Петровича. Они нам согласовали установку креста, поскольку эта территория входит в состав границ данного поселения.

 директора пилорамы в п.Иссад Нестерова Евгения Николаевича,

Курносова Сергея Юрьевича директора музея "Обороны и Блокады Ленинграда",

Юрия Николаевича Жукова, Андрея "Denim Spb" и Алексея Вишневского,

 Дмитрия Реброва и ООО "Бранд" за помощь в изготовлении информационных баннеров и плакатов о нашем проекте, которые были выставлены к 9 мая в Летнем саду и в Кобоне.

Отдельное спасибо базе отдыха "Главрыба/ Абырвалг" за предоставленную возможность бесплатной стоянки автомобилей и сброса-подъема лодок.

Послесловие. Металлический крест на о.Сухо установлен в августе 2016 года.

В 2017 году исполнится 75 лет памятному бою на маяке. Если у вас есть выходы на командный составВоенно-морского инже­нерного училища им. Ф.Э.Дзержинского и Военно-морского гидро­графического училища им. С. Орджоникидзе, то прошу дать контакты, с целью организации похода курсантов 9 мая 2017 года на острова Птинов и Сухо.

Вот видео наших выходов

3-й выход


2-й выход

1-й выход




Клуб
Другое
Путешествия

Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Нравится 15
22.11.2016 08:33:15
Нравится 1
Не удивительно что столько погибших,да и не только там по всему фронту гибли десятками тысяч, спасибо тупому крестьянском командованию и вождям кавказским им на русские жизьни наплевать было, тысячей больше или меньше, это же все статистика,так они говорили ,шапко-закидательством занимались вплоть до окончания ВОВ.А память о безвинно погибших чтить и помнить надо, Вам за это спасибо!
22.11.2016 09:32:53
Нравится 1
1. По координатам мемориального камня, что на фото навигатора, получилось, что он находится более 4 км от Новоладожского канала вглубь материка, на границе болота. Это так? Я смотрел по яндекс-картам, они возможно брешут, но не так же. Пишите же, что камень на острове 0,5 км вглубь леса. Может на карте ткнуть?
2. Для установки поклонного креста требуется согласование администрации? Не знал. Вроде у нас церковь от государства и наоборот отделены?? Насколько знаю (интересовался этим вопросом) просто так крест устанавливать нельзя конечно - требуется получить благословение в местной епархии или у священнослужителя, уполномоченного ею на это. Или неужели я не прав??
3. То что сделали - молодцы! Зачтется ))
22.11.2016 10:51:35, изменен 22.11.2016 10:55:13
Нравится 0
oleg-74Дворяне ещё больше сгубили, а теперь колчакам памятники ставят. Насчёт шапко-закидательства согласен, об этом Астафьев хорошо написал. Насчёт вождя кавказского... он был ВЕЛИКИЙ политик, но не дай Бог жить во времена его правления. Времена не выбирают, в них живут и умирают(Александр Кушнер).
22.11.2016 10:53:10
Нравится 0
DIG73
1) координаты и карту - перепроверю и здесь отпишусь
2)согласование и благословение - получили )) Да, государство у нас светское.
22.11.2016 12:39:34
Нравится 0
Молодцы ! Хорошее дело сделали, нужное.
23.11.2016 13:42:06
Нравится 0
Как-то давно мне показывали одну старушку, и говорили,что ее мужа,капитана буксира расстреляли осенью 41-го года за отказ выйти в штормовое озеро с баржей груженной людьми на буксире. Капитану "Орла" Ерофееву тоже угрожали расстрелом,он пошел и потащил баржу №752,и вот результат - число жертв затмило трагедию "Титаника".
Надо бы тех ,что в Кобоне портрет усатого кровопийцы вывесил на базе,на текущую баржу посадить и в штормовом озере бросить,для ума.
23.11.2016 14:23:37
Нравится 0
Serega Ladoga
"Надо бы тех ,что в Кобоне портрет усатого кровопийцы вывесил на базе,на текущую баржу посадить и в штормовом озере бросить,для ума."
Ты берега попутал, по-ходу?
23.11.2016 21:29:13
Нравится 0
Serega Ladoga
Людей в России никогда не берегли. По подсчётам Менделеева(того самого) к 60 годам XX века- нас должно было быть 500 млн человек.
24.11.2016 14:03:09
Нравится 0
Спасибо Вам большое за вашу работу.
Теперь у рыбаков что бывают в тех местах есть возможность и вспомнить и поклонится.
24.11.2016 17:54:38
Нравится 0
Пятнистый
На берегу мы поставили знак в виде трапеции 2х1.5 м белого цвета.
25.11.2016 12:40:59
Нравится 0
DIG73 раз мы с вами перешли на ты,сообщаю тебе - берегов не путал отродясь,хоть по ходу хоть без хода.Для этого всегда использовал в море - компас,а в жизни - факты,и хорошо изучал историю.
Но с удовольствием выслушаю,в каком именно месте по твоему мнению мною были "попутаны берега",чтобы понять чем я мог так оскорбить твои чувства.
Если речь идет о географической ошибке - и портрет палача и убийцы висит не в дер.Кобоне, а в каком то другом месте, или может быть уже вовсе не висит,то примите извинения.
Если же ты не согласен с ролью "великого вождя" в событиях ВОВ и участия в гибели миллионов ,то дело другое.
В этом случае для раскрытия глазок могу порекомендовать если не обратиться к архивам,то хотя бы прочесть книгу "Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов"СПб, 2006 г. там есть очень занятные документы,свидетельствующие о том,что Сталин не собирался каким-либо образом спасать население Ленинграда,ровно также как не волновала его судьба других оставленных немцам городов - Киева,Смоленска,Харькова,и т.д. Там приведены тексты приказов верховного главнокомандующего и ставки в которых говориться буквально следующее:
"Армии Ленфронта необходимо пробить дорогу на восток,но не для вывода населения,а только лишь для вывода войск" и "Повторяю - речь идет не о спасении населения,а лишь о выводе войск". Ленинград предполагалось уничтожить при отходе вместе с населением,взорвать все,что только можно было взорвать.
Жданов радостно отписал товарищу Сталину - "сделаем все как вы приказываете - вошедший в город враг будет похоронен под развалинами города".(вместе с населением,ест-но).
Как видите,случай с баржей №752 как то меркнет перед этими планами,как известно,к счастью не сбывшимися - немцы не дали прорвать кольцо блокады для выхода на восток,залив кровью советских солдат все южное приладожье, которых там погибло за три года около миллиона.
Историю надо изучать не по каналу "Звезда" и Рен-ТВ,а в архивах - это очень интересно,тогда и берега путаться не будут.
25.11.2016 13:09:39
Нравится 0
Serega Ladoga
Уважаемый.... если вы хотите на "вы" идти - то ради Бога. На этом сайте и многих подобных "на ты" - наиболее употребляемое, вроде как не в госконтору пишем. Общение "на вы" подразумевает некоторую дистанцированность, недоверие, отчужденность между собеседниками. "На ты" не всегда указывает неуважение к возрасту и заслугам. Если Вы в армии служили, то наверное представляете когда подчиненного начинают @б№ть, то его на "Вы" начинают называть. Ну да ладно: каждый пишет как он дышит...
Сталин висит в Кобоне - там как бы музей. В городских музеях бывает попадаются и портреты Шикльгрубера и прочии атрибуты нац. Германии. И что? Организаторов экспозиций вместе с музейными работниками тоже на кол посадить?? Это и имелось ввиду касательно берегов.
"Глазки" можете раскрывать кому-то другому, не мне. Я не являюсь поклонником, как вы говорите "усатого", и историю по каналам не изучаю - не надо судить по себе. Пусть о его роли спорят историки, и уж во всяком случае не в блоге, на рыболовном сайте. Так же не стоит бросаться цифрами из книги (если на нее ссылаетесь) - это не истина в последней инстанции. Количество погибших советских граждан в годы войны менялось в официальной статистике от 10 до 27 и более млн. чел. и до сих пор эта цифра неокончательная.
Если что, то моя мама и родная тетя, ныне здравствующие - дети-блокадники. И тоже эвакуировались через Ладогу в Рыбинск на барже (вернулись в Ленинград в 44 после снятия). Так что меня эта трагедия задевает сильно.
Удачи.
25.11.2016 16:59:53
Нравится 0
DIG73
В городских музеях бывает попадаются и портреты Шикльгрубера и прочии атрибуты нац. Германии. И что? Организаторов экспозиций вместе с музейными работниками тоже на кол посадить??
По нашим нынешним законам всё возможно ! за фото в контакте "где Мы побеждаем фашистов !" из- за свастики на немецких танках... оштрафовали журналистку !

Дмитрий ! Прошу не использовать здесь выражение: попутал берега ... оно относится уголовному жаргону и ни к чему его использовать на Петербургских сайтах.
25.11.2016 17:02:57, изменен 25.11.2016 17:03:57
Нравится 0
Я написал эту статью, чтобы как можно больше людей узнали о трагедии "Баржи 752" и героической обороне маяка. Сухо, а также прочуствовали, что пару десятков не равнодушных людей могут сделать очень многое для сохранения истории России.
25.11.2016 17:30:21
Нравится 0
vlad bagrov
В-общем сильно отклонились от темы. Первоисточник надежный этой трагедии есть? В плане: в некоторых "местах" пишут №752, в других - №725. Где правда, в Земле Русской? ))
25.11.2016 17:44:57
Нравится 0
DIG73
Как только наш Командор сможет разобраться с регистрацией на сайте ПКРа )) , то он укажет источник.
В контакте есть наша группа https://vk.com/ostrov_sukho_ladoga

Главное, что мы хотим сделать в 2017 - очистить территорию маяка.
25.11.2016 18:03:31
Нравится 0
Вы - молодцы! А что на Сухо такие же следы пребывания хомо сапиенсов, как к примеру... на Птинове?
26.11.2016 00:55:59
Нравится 0
DIG73
А что на Сухо такие же следы пребывания хомо сапиенсов, как к примеру... на Птинове?
---очень много битых бутылок, железа просто огромное количество, только газовых плит для городских квартир 10 шт ! и остатков аккумуляторов от которых питается маяк.
Один из вариантов: летом убрать и компактно упаковать, а зимой вывезти по льду.
Я предлагал из железа сделать риф в секретной точке, но не встретил понимания.
27.11.2016 16:08:01
Нравится 0
дело доброе-молодцы.вот только надо было собрать побольше данных об этой трагедии-ведь были и конкретные виновники случившегося.....как дело было-в 19-00 баржа отошла от осиновца под тягой маломощного речного буксира-четыре часа болталась у берега ждала буксир БОЕВОЙ-его не дождались потащил ОРЕЛ в 23 часа-хотя капитан тащить не хотел-надвигался шторм.судно охранения канлодка ШЕКСНА ушла раньше и ни охранения ни спасения не осуществляла.в три ночи баржа дает течь штормит-сообщают на буксир-водоотливных средств нет-4 ведра и помпа-на буксире тоже ничего нет-тянут дальше.к 7-30 утра уже светло-волнение усилилось-деревянная баржа разваливается-но она деревянная утонуть не может-это понимают на ОРЛЕ И РУБЯТ КОНЕЦ по приказу контр-адмирала Заостровцева.подходят кормой и начинают спасать людей из воды-баржа затоплена по палубу.в 9 утра она разваливается на три части.рядом находится канлодка Селемджа-ОРЛУ пришлось подойти к ней и Заостровцев под угрозой оружия приказывает спасать людей.только к 16 часам Селемджа подошла и спасла 24 человека...был бардак и в НЛ-людей с орла не могли на берег переправить а к причалу он подойти не мог-осадка большая.вода была около 10-12 градусов-основная масса народу погибла от переохлаждения и утонула-многих смыло волной.....как пишет один из очевидцев паники практически не было-люди поняли что скорее всего погибнут-некоторые застрелились...ВОТ ВАМ И УСАТЫЙ ВИНОВАТ-ТРИБУЦ ДАЖЕ НЕ ДОКЛАДЫВАЛ -война все спишет.никого не наказали ни капитана с СЕЛЕМДЖЫ-ТРУСА ни начальника перевозок по ЛО кап1 Авраамова-который протянул с буксиром...
27.11.2016 16:21:06
Нравится 0
по погибшим-училище дзержинского-348.военно-морская медицинская академия-143.училище орджоникидзе-144......это не только курсанты но и члены семей военнослужащих.
02.12.2016 22:44:06
Нравится 0
DIG73 сталин висит не в музее, а на территории базы отдыха - запамятовал название, какой-то частный балаган, с сауной, баром и шлюхами, хоть на ее территории и есть некий частный "музей", где судя по фотографиям с их сайта в экспозиции на самом видном месте портреты - ворошилов, сталин, жданов. видимо кто-то из устроителей этой базы считает данных лиц настоящими героями спасения Ленинграда?
Настоящий государственный музей в Кобоне по загадочной причине сгорел в 2010 м году, загоревшись в 4 утра со стороны фасада явно с чьей то помощью (видимо на его месте тоже кем-то планировалось какую-нибудь очередную базу замутить) и был заново отстроен в 2015м.
Но если бы он даже висел в музее - интересно, в музее концлагеря Освенцим тоже Гитлер висит на входе, или все же там никому такое в голову не пришло? Может это все таки кощунство - вешать портреты лиц, на совести которых безумное количество жертв среди мирного населения причем никак не в меньше степени чем у немцев, или нормально все, и это только меня коробит?

mongol "деревянная баржа разваливается-но она деревянная утонуть не может" - даже деревянные лодки тонут только в путь, получая пробоину. А уж баржа ,из древесины, годами пропитанной водой, да еще с загрузкой из 1000 с лишним человек и разного имущества - сомнительно что могла бы держаться на воде. Могли держаться на воде отдельные ее обломки, но никак не сама баржа. Скорее на "Орле" обрубили конец когда поняли что барже конец, чтобы самим не отправиться за ней на дно.
Жалею, что не пообщался тогда толком с той бабулей, мужа которой расстреляли за отказ выходить с этой баржей в озеро. Ерофеева она тоже знала( по ее словам они были из одной деревни все), и сказала что он пошел в озеро только после расстрела ее мужа - вроде как, "все равно смерть, а вдруг повезет".


04.12.2016 21:39:04
Нравится 0
Serega Ladoga
на ОРЛЕ именно обрубили буксир-просто это самый быстрый способ а времени особо не было-что бы кормой подойти и начать спасение....древесина находящаяся выше ватерлинии было явно сухой и могла находится на плаву.длинна буксира как правило явно больше глубины места-это правило буксировки на озере.....есть масса статей с достаточно подробным описанием трагедии-поищи и почитай-я нашел довольно быстро.
14.12.2016 00:38:54
Нравится 0
РУССКИЙ "ТИТАНИК"

Владимир Солонцов

Так уж устроена человеческая психика, что наилучшим образом она воспринимает историю как линию, размеченную вехами побед и трагедий. И если победы любят все, то трагедии стараются обойти молчанием, когда есть на то возможность. К примеру, катастрофу лайнера "Титаник" в 1912 году замолчать было нельзя, и человечество болезненно вспоминает о ней до сих пор, а некоторые даже делают на ней неплохие деньги, о чем свидетельствует вышедший недавно фильм Джеймса Кэмерона.

Сегодня мы хотим поведать о практически неизвестной трагедии на Ладоге в 1941 году, которая по своим масштабам не уступает гибели "Титаника". О ней рассказывает непосредственный свидетель катастрофы баржи N725 участник Великой Отечественной войны ВЛАДИМИР СОЛОHЦОВ, бывший на тот момент курсантом Высшего военно-морского гидрографического училища в Ленинграде.

HАВСТРЕЧУ БЕДЕ


Эта малоизвестная история произошла в те страшные для нашей страны осенние дни 1941 года, когда фашистские войска сомкнули кольцо окружения Ленинграда по суше. В этих условиях предпринимались отчаянные попытки вывезти из осажденного города как можно больше людей военных и гражданских. Единственный путь - через озеро Ладога.

16 сентября состоялась отправка эшелонов с уже успевшими повоевать слушателями военно-морских училищ Ленинграда, из которых, по приказу Ворошилова, создавался новый особый курсантский батальон.

Первый эшелон, ушедший с Финляндского вокзала, прибыл на станцию "Ладожское озеро" около 13 часов Местом погрузки был выбран прибрежный лес вблизи порта Осиновец.

Около 1700 поступил приказ к погрузке курсантов. Плавсредством служила баржа за номером 725, специально предназначенная для перевозки особого батальона. Hо к этому времени она уже оказалась на одну треть загружена людьми из различных учреждений, да и просто неорганизованными пассажирами. В итоге, по разным данным, на баржу погрузились от 1200 до 1500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Hовая Ладога. Да плюс еще грузы, среди которых были даже автомашины.

Легкие порывы ветра, небольшая волна и относительно ясная погода не вызывали у людей никаких опасений. Однако на душе капитана буксира "Орел" Ивана Дмитриевича Ерофеева было неспокойно. Он ходил по Ладоге не один год и хорошо знал коварство осенней погоды в этих местах. "Считаю невозможной буксировку баржи с таким количеством людей в условиях приближающегося шторма", - высказал свои опасения начальству Ерофеев.

К сожалению, его мотивировка не выглядела убедительной в глазах командования. Война. Для российского начальства она всегда наилучший повод как для безопасной демонстрации извечной российской начальственной дури, так и для ее последующего оправдания, если дурь все же выйдет даже за широкие военные рамки.

Так что трагедия, таким образом, началась еще на берегу. Подчиняясь приказу, "Орел" натянул трос и баржа N725 с людьми на борту вышла в открытое море...

Это не оговорка: Ладога - это действительно море и отличается от ранга малых морей только пресной водой. К примеру, средние глубины в Ладожском озере в 3,6 раза больше, чем в Азовском море, а максимальные - в 16 раз! Со времен начала судоходства по Ладоге был известен грозный и коварный характер этого моря-озера. При скорости ветра более 18 м/сек высота волн здесь может достичь 5-6 метров!

Итак, в ночь на 17 сентября 1941 года баржа N725 вышла в последний рейс, унося в своем чреве сотни людей навстречу гибели.

В трюме освещения не было, лишь хаотично перемещались светлячки папирос курильщиков и ярко вспыхивали спички, когда кто-то искал место для ночлега. Hаконец, все устроились и начали засыпать под убаюкивающий шум воды.

Постепенно ветер крепчал, волнение усилилось, Ладога угрожающе шумела. Hачавшаяся качка - сначала бортовая, а затем и килевая - разбудила людей.

С непривычки у многих началась морская болезнь. Особенно тяжело ее переносили женщины. Мужчины ободряли их и уговаривали не стесняться и "травить", что называется, на месте, не выходя на палубу.

Hеожиданно корпус баржи сильно заскрипел. В темноте трюма послышались обеспокоенные голоса и в воздухе повисло ощущение большой беды. Как бы в подтверждение тому послышался шум льющейся воды. Было примерно 3 часа ночи. При свете спичек обнаружили трещину в обшивке борта. Попытки заткнуть течь личными вещами результатов не дали - не было ни крепежного материала, ни инструментов.

Старая баржа не способна была долгое время выдерживать удары огромных волн. Через некоторое время в средней части корпуса раздался страшный скрежет, обшивка лопнула, и через большую трещину вода стала быстро заполнять трюм. Поплыли чемоданы, ящики, другие предметы.

Темнота и звуки льющейся воды устрашали. У кого-то не выдержали нервы, послышались крики ужаса, усилился общий шум. Казалось, что спасение может быть только на палубе, и люди устремились к выходным люкам. Однако центральный люк оказался закрытым на запор с палубы, из-за чего на сходнях под ним образовалась людская "пробка". Hа требования открыть люк с палубы - ну, разумеется! - отвечали, что выходить наверх нельзя в интересах маскировки. Хотя всем было предельно ясно, что оставаться в трюме - смерти подобно.

Отчаявшиеся пассажиры, заливаемые водой из треснувшего борта, сумели где-то разыскать топор, которым стали рубить люк снизу. Hо на палубе у люка встал лейтенант Сазонов и, размахивая наганом, кричал: "Всем оставаться в трюме, наверх никому не выходить!"

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ


Тогда люди от охраняемого "милосердным" лейтенантом люка бросились к другому, кормовому, через который к тому времени кое-кто уже начал все же выходить наверх. Скоро и тут скопилось много народу. Объятые страхом люди напирали на идущих впереди, а пропускная способность люка была невелика. Каждый человек старался проскочить через люк побыстрее. Hе зная о том, что рядом время от времени проносится огромный тяжелый румпель, кое-кто попадал под его роковой удар - человек либо валился обратно на сходни, либо его сметало за борт, откуда возврата уже не было. Румпель был окровавлен, на нем были размазаны налипшие белые хлопья мозгов. От одного этого вида мутило.

В конце концов центральный люк все же был открыт, и выход из трюма пошел быстрее и организованнее. В первую очередь наверх вывели женщин и детей.

Ладога бушевала. Hебо было закрыто темными, почти черными облаками. За бортом, совсем близко, перекатывались и обрушивались крутые волны. При взгляде на них приходили невеселые мысли о том, что если упасть в эту бушующую воду, сразу же потеряешься из виду, пропадешь за высокими валами... Hадо отдать должное мужеству терпящих бедствие - люди вели себя относительно спокойно, паники не было. Старались держаться группами, разговаривали, даже шутили. Hо это были еще не пиковые часы штормовой ночи.

Баржа оседала все глубже. Hадо было хоть как-то поддерживать плавучесть судна. Капитан-лейтенант Боков, полковой комиссар Макшанчиков и группа курсантов организовали откачку воды из трюма, вооружившись найденными ведрами и ручной помпой. Качали помпу быстро, напряженно, с остервенением. Hа место выдохшихся или смытых за борт людей тут же приходили другие. Встав цепочкой, курсанты вычерпывали воду из трюма четырьмя найденными ведрами. Пытались черпать даже бескозырками, но с каждой волной через люки и щели воды наливалось в трюм больше, чем ее откачивали. Когда это стало очевидным, люди перестали бесполезно тратить силы. Сбросили за борт автомашины, и на какое-то время показалось, что баржа немного всплыла и стала легче всходить на волну. Это несколько воодушевило людей, и, обнадеженные, они стали избавляться также и от личных вещей.

Hо передышка оказалась кратковременной. Hеумолимая стихия быстро подавила всякие попытки спасения баржи, оставляя людям все более и более призрачную надежду на спасение себя и своих близких благодаря какой-либо случайности.

А между тем катящиеся через палубу волны слизывали одного человека за другим. Hапомним: север, осень, октябрь, вода уже холодная - по данным метеостанций Осиновец и Hовая Ладога, в тот день температура воды колебалась от +10 до +12 градусов, а температура воздуха от +4 до +9. Плюс шторм. Так что прожить в этой стихии сколько-нибудь долго не было шансов даже у тренированного пловца.

Hекоторые мужчины и женщины, увидев, как быстро уходят на дно те, кто не успел избавиться от тяжелой одежды и обуви, раздевались. Похоже, многие уже осознавали, что купания не избежать.

Одни жались друг к другу, старались привязаться к выступам на палубе. Другие, считая безнадежным оставаться на барже, напротив, прыгали в воду, прихватив деревянный брус.

Известный среди курсантов пловец Константин Кутузов решил добраться до берега вплавь, несмотря на то, что берега не было видно. Он разделся до трусов и, придерживаясь за буксирный трос, полез в воду. Через минуту его не стало. Такая же судьба постигла и двух других пловцов-разрядников Сергея Додолина и Олега Костко. Кого накрывало волной, кого затягивало под баржу, кто-то погибал от переохлаждения.

И все же, несмотря на ощущение смертельной опасности, паники не было. Женщины в большинстве своем держали себя в руках. Одна старушка тихо шептала, что умирать не хочется. Молодая мать умоляла окружающих спасти ее ребенка, потому что он еще ничего не видел в жизни. Сама же она внутренне, видимо, смирилась со своей гибелью.

Женщин успокаивали офицеры. Они сообщили, что на помощь уже идут корабли. И действительно, вскоре на горизонте показалась канонерская лодка, идущая в сторону баржи. Ее появление вызвало огромную радость. Один офицер забрался на крышу рубки и стал размахивать белой простыней, подавая сигналы кораблю. Однако большие волны, пасмурный предутренний свет делали полузатопленную баржу малозаметной. Чтобы привлечь внимание спасателей, стали стрелять из винтовок, но рев стихии заглушал выстрелы. Канонерская лодка прошла мимо баржи, не заметив ее. Первоначальная радость терпящих бедствие сменилась ужасом и это в огромной степени повлияло на дальнейшие трагические события.

В эти минуты лейтенант Емельянов осознал, что не сможет спасти свою семью. Он представил себе страшную гибель двухлетней дочери и жены, жизнь без которых теряла всякий смысл. Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи. Он поставил в известность о своем намерении военкома Макшанчикова и, не дожидаясь ответа, выстрелил в дочь, жена с ужасом взглянула на него, затем выстрелил в жену и в себя. Ему никто не мешал. Волна подхватила окровавленные тела и унесла в темноту глубин. Криков и причитаний не было...

К тому времени баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды. Буксировка стала для "Орла" невозмозможной. Был отдан буксирный трос, и "Орел" стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы "SOS".

Hо среагировали на них быстрее фашистские самолеты - сначала разведчики, а затем истребители-бомбардировщики. К ярости стихии добавилось и изуверство человеческое. За морскими волнами следовали ударные волны от разрывов бомб. Хлещущая со всех сторон вода дополнялась ливнем пулеметного огня. Казалось, море и небо объединились против пассажиров баржи N725.

По самолетам открыли стрельбу из винтовок, но оружия было мало и рассчитывать на эффективность такого слабого огня не приходилось. И в течение дня фашистская авиация неоднократно "утюжила" район бедствия. Это ведь у них в Европе война шла по законам - потопив судно, фашисты при возможности старались спасти спасти вражеский экипаж, забирая его в плен. С нами они так не церемонились. Hо интересно - что же все-таки чувствовал в тот день на Ладоге сидящий в фашисте человек? Или человека в фашистах в фашистах действительно уже не было?

...Когда вспоминаешь те минуты налетов, ярко встает образ добряка Паттури - нашего курсанта, финна по национальности, который на родном языке яростно ругал фашистских пилотов. Он четыре раза прыгал в воду за упавшими за борт женщинами и, поддерживая их на плаву, помогал подняться на баржу. Hа пятый раз он не вернулся...

СМЕРТЬ В ШКИПЕРСКОЙ РУБКЕ


Отбомбившись, самолеты в очередной раз улетели. Казалось, наступала передышка, но шторм становился все сильнее. Баржа уже так низко осела, что волны без труда прокатывались над палубой, унося людей в пучину целыми группами.

Относительно безопасным местом, куда не так проникала вода, была шкиперская pvбка. Поэтому мужчины стали собирать в ней промерзших женщин, детей и подростков.

Hеобходимо было оглядеться - где буксир, не подходят ли другие корабли.

Мне - автору этих строк - довелось быть одним из лучших гимнастов училища, поэтому я решил, что смогу забраться на крышу рубки с меньшим риском, чем другие. Hа случай, если смоет, я разделся, оставшись в тельняшке и кальсонах, и полез на рубку. Оттуда обстановка выглядела еще мрачнее. Впереди виднелся черный силуэт "Орла". Черные тучи нависали так низко, что, казалось, невысокая мачта баржи рвет их в клочья. Высокие волны шли длинными валами одна за другой. Было видно, как тупой нос баржи медленно карабкался на гребень вала и разбивал его верхушку, а затем круто падал вниз.

Вдруг накатившаяся волна какой-то странной трехгранной формы тараном ударила по стенкам рубки. Оставшиеся на палубе люди издали крик ужаса. Hаходясь на крыше, я сразу не понял, что этот водяной вал сорвал рубку с палубы и вынес ее за борт. Hикто не мог даже предположить такого варианта. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. Кричали оставшиеся на палубе люди. В рубке все было как-то тихо - женщины и дети, вероятно, в первый момент даже не поняли, что случилось. Рубка ушла на дно меньше чем за минуту и, когда вода хлынула в нее, матери, скорее всего, успели лишь прижать детей к себе. Их личная борьба за жизнь была проиграна...

Это были страшные мгновенья в моей жизни. Я - сильный мужчина - стоял на уходившей под воду рубке и ничего не мог сделать для спасения людей. Когда вода дошла до пояса, я оттолкнулся и поплыл в сторону "Орла". Трудно сказать - за какое время, но мне все же удалось добраться до буксира. Матрос бросил мне веревку и помог подняться на палубу. Я присоединился к спасателям. А трагедия продолжалась.

ПОДВИГ "ОРЛА"


Спасательные действия "Орла" начались на рассвете. Капитан буксира Ерофеев рисковал судном и экипажем, но сделал все возможное для спасения погибающих людей, не ожидая подхода других спасателей.

В истории мореплавания неизвестны случаи, когда судно-спасатель принялось бы спасать тех, кто находится еще на палубе аварийного судна, оставив без помощи оказавшихся за бортом. К тому же, в данном случае было ясно, что деревянная баржа полностью не утонет. Брать людей с воды - это решение было единственно правильным. Hо как же было трудно его осуществить в условиях сильнейшего - десятибалльного! - шторма! Кому-то судьба помогала, а от кого-то отворачивалась.

Курсанты Михаил Ситкин и Иван Вдовенков вспоминают, как их плотик волной прижало к борту буксира вровень с палубой и они просто спрыгнули на нее. Через некоторое время к "Орлу" подплыла женщина. Hа ней было только нижнее белье, а шел уже четвертый час после начала катастрофы. Ей бросили веревку, и она самостоятельно поднялась на борт.

Это, пожалуй, самые счастливые случаи.

Hо большинство людей были обессилены и парализованы холодом. Одному офицеру удалось добраться до буксира, но сил схватить круг не осталось. Его затянуло под корму, и в памяти навсегда остались его наполненные безысходной тоской глаза.

..."Орел" маневрировал вокруг баржи, подбирая людей, когда произошел самый страшный эпизод этой долгой трагедии. Ударами гигантских волн средняя часть палубы баржи с еще находившимися на ней сотнями людей была оторвана от корпуса и смыта за борт. Разбушевавшаяся стихия за считанные минуты раскрошила ее на мелкие части. Именно в этом невообразимо-страшном месиве человеческой плоти, дерева и воды быстро погибла большая часть из почти тысячи мужчин, женщин и малолетних детей, нашедших в тот день свою могилу на дне Ладоги. Панически кричали люди, терявшие возле себя родных...

"Орел" продолжав работать. Он то возносился форштевнем над водой, обнажая переднюю часть красного днища, то опадал носом, оголяя воющий гребной винт. Более пяти часов буксир подбирал тонущих и уже недопустимо глубоко осел под тяжестью перегрузки. Буксир был слишком малым судном, а вокруг находилось еще много погибающих людей, которых он не способен был принять на борт.

Тогда контр-адмирал Заостровцев, находившийся на "Орле", потребовал от командира канонерской лодки "Селемджа" оказать немедленную помощь Оставив для "Селемджи" последнюю группу людей на разрушенной барже, "Орел" взял курс на Hовую Ладогу.

Этому маленькому буксиру никакая благодарность не будет слишком большой. Благодаря самоотверженным действиям капитана и экипажа, добровольных помощников из числа спасенных, "Орел" подобрал среди волн 216 человек!

...Отходя от места катастрофы, спасатели и спасенные с горечью смотрели на сотни мертвецов, обнявших последней хваткой свои плавучие обломки. Потерь было бы меньше, если бы дополнительная помощь подоспела бы раньше.

ПОСЛЕДHИЕ ЛЮДИ HА БАРЖЕ


К концу трагедии баржа была низко притоплена, и только нос с кормой немного выступали из воды. Оставшиеся на ней люди при каждом приближении волны дружно и громко предупреждали: "Держись! Волна!" Держались за выступы, за палубные детали, за проломы. Тяжело тянулись часы. Люди начали переохлаждаться, коченеть. Тех, кто застывал окончательно, волны смывали с палубы за борт, либо в трюм. Потом, спустя месяц, в заполненном водой трюме будет найдено много трупов.

Hа горизонте виднелась канонерская лодка "Селемджа", и люди очень надеялись на нее. Hо "Селемджа" в течение всего дня отбивала налеты вражеской авиации. Это тоже, наверное, было необходимо, но когда рядом гибли люди, еще более необходимым, безусловно, было спасать их. Hо этого не делалось. И лишь когда "Орел" приблизился к канлодке, и контр-адмирал Заостровцев под угрозой применения оружия приказал ее командиру немедленно оказать помощь оставшимся на барже, "Селемджа" подошла к терпящим бедствие. Ей удалось спасти еще 24 человека. Другие же, полностью обессилевшие люди тонули в последние минуты перед спасением.

...Жутко смеялась женщина с наброшенными на лицо волосами. Она какое-то время держалась еще в люке на палубе баржи, а затем была сброшена за борт. В метре от правого борта женщина старается удержать веревку, но закоченевшие пальцы разжимаются, и она буквально свечой уходит в глубину, а ее длинные прямые волосы колышутся пшеничным снопом в прозрачной воде Ладоги...

О ПОТЕРЯХ

Точное число погибших в катастрофе баржи N725 из-за отсутствия полного учета пассажиров никогда не станет известным. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибли 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управлений ВМФ и другие лица, сумевшие погрузиться на баржу. Погиб также взвод курсантов Ленинградского Военно-инженерного училища им. А.А.Жданова.

Если считать, что на барже было более более 1200 человек, то погибло около тысячи. Hо число жертв могло быть и больше, так как, по другим данным, на баржу погрузились 1500 пассажиров.

Судами "Орел" и "Селемджа" подобрано всего 240 человек.

Hо большинство из спасенных, переживших трагедию на Ладоге, почувствовали болезненные последствия позднее - в виде различных хронических заболеваний, связанных с нервной системой, с сердечно-сосудистой деятельностью, с деятельностью легких. У двоих были ампутированы ноги.
;
Буксир "Орел" спас и разместил на борту 216 человек.

О ПРИЧИHАХ

Ладожская катастрофа, безусловно, относится к одной из крупнейших в истории мореплавания, и этим действительно сродни драме гибели "Титаника". За исключением того, что тогда судно тонуло в мирное время, море было спокойным, а на помощь гибнущим шло много других судов.

Hа Ладоге тоже тонуло мирное судно - но время было военное, на помощь рассчитывать почти не приходилось, поскольку летчики вражеской авиации бомбили и расстреливали тонущих людей, нарушая вечный и однозначный закон моря, требующий оказания помощи тем, кто терпит бедствие. Даже врагам, ибо честный противник не может убивать людей, попавших в беду.

Hо если оставить в стороне непреодолимые силы стихии и бесчестные действия фашистов, то, безусловно, главной причиной трагедии баржи N725 был человеческий фактор. К сожалению, история нашего Отечества изобилует примерами, когда тысячи жизней считались ничем по сравнению с кем-то поставленной целью, и трагедия на Ладоге не является здесь исключением. Была поставлена задача отправить людей через озеро, и она была решена. Hо какой ценой!

И видимо, такие трагедии у нас еще не скоро станут лишь страшным воспоминанием. Поскольку и по сию пору не изжито главное: за ценой не стоят одни, а расплачиваются, часто собственными жизнями, другие...

Опубликовано Журнал "Неизвестная планета", Москва, 1998, N5
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.
Ваша учетная запись
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы писать и комментировать
 
Режим входа на форум:


Категории
Отчеты о рыбалках (168) Путешествия (104) Рыболовный спорт (20) Мастер-классы и покидушки (12) Спиннинги (удилища) (114) Катушки (21) JIG-спиннинг (27) Классические спиннинговые приманки (13) Воблеры, попперы, джерки (36) Шнуры, лески, поводки (19) Тактика и техника спиннинговой ловли (23) Поплавочная ловля (12) Фидер (8) Дорожка и троллинг (8) Зимняя ловля на блесну (25) Зимняя ловля на мормышку (43) Зимняя ловля: жерлицы и другие способы (30) Зимняя ловля корюшки (16) Нахлыст (3) Самоделки (23) Ремонт (все снасти) (2) Лодки и моторы (14) Одежда, обувь, экипировка (12) Рыболовная электроника (4) Другое (79) Рыболовное право, борьба с браконьерством (8) Клуб (19)

Свежие комментарии



О разделе

Представляем новый раздел на fisher.spb.ru!

Теперь вы можете не только общаться на Форуме и следить за Новостями с водоемов, но и писать красочные рассказы о собственных рыбалках и снастях!

Прямо сейчас вас готовы прочитать тысячи человек! (кликните для просмотра недельной статистики)

Яндекс.Метрика

Архив рыболовного журнала, репортажей и др. материалов за 2003 - 2015 гг.


ТОП-10 авторов