Вниманию авторов:

Запрещается публикация материалов о рыбалке с использованием браконьерских орудий лова (сети, остроги, электроудочки, заколы и тд), кроме материалов о борьбе с ними. Такие блоги будут удалены, автору вынесено предупреждение.
Публикуя остальные материалы, автор добровольно принимает на себя всю ответственность, в т.ч. за непреднамеренное нарушение правил любительского рыболовства.
Руководство Клуба оставляет за собой право удалять материалы, не соответствующие редакционной политике сайта, без объяснения причины.

Ловля пеструшки в Ямбургском уезде Петербургской губернии

. :

На реке форелевой, в северной губернии… (И. Северянин)
Предисловие
Пожалуй, только человеку, искушенному спортивным ужением рыбы, известна вся палитра чувств, которую испытывает истинный рыболов от этого увлекательнейшего из занятий. И эти счастливейшие мгновенья, когда рыба у соперника сходит с крючка, а тот, дубина стоеросовая, застыл безмолвным истуканом, не в силах выразить всю боль отчаяния. И эта радость, когда рыба у соседа-помещика не была засчитана судьей в силу ее малых размеров. И это притворное сожаление о поломке им своей новой английской снасти, за которую молодой повеса отдал половину отцовского состояния. О, спорт! Ты мир!
Не мысля ужения ни в каком ином виде, кроме спортивного, почетные члены клуба барона Черкасова решили провести состязание по береговой ловле рыбы верчением на призы Христа ради юродивого Василия Блаженного. Для состязания была выбрана речушка в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии. Речушка-имярек, ни чем не примечательная, коими обильно испещрен ландшафт русского севера. Прости меня, мой любознательный читатель, что я и от тебя скрыл имя Ее. Это не из-за недоверия к тебе, но все ради Нее-любимой. Ты ведь кому ненароком обмолвишься, будучи подгулявши, а кто он, твой подслушник? Что за человек? Ни мне, ни тебе то неведомо.
Часть первая. Граф, барон и корнет.
От Петербурга до мест нашей охоты лежал неблизкий путь в 90 верст. Выехали затемно, и уже под утро наша бричка добралась до поместья графа Пашкевича, где было решено подкрепиться и оставить лишний скарб. Ты, вероятно, хочешь знать, кто мы такие? Ну что ж, позволь представиться. Я, барон фон Ланда, действительный статский советник и большой ценитель ужения рыбы. Граф Александр Алексеевич Воробьев, недавно вернувшийся на родину из Италии, где принимал участие в рыболовном турнире, в долгих представлениях не нуждается; и хотя литературные выслуги его скромны, его вклад в развитие цивилизованных способов ужения оценила вся просвещенная Россия. Третий участник нашего приключения – корнет Сергей Юрьевич Усов, разбитной малый, чьи заметки о всевозможных рыболовных турнирах не читали только половые да дворовые девки.
Кучер ссадил нас на краю поля.
– Приехали, господа, дальше лошади не пойдут. Хлябь да ухабы, а еще и медведем тянет из леса. Вона, как гривы вздыбили, мои каурые.
Высадившись из экипажа, мы отправились долгой и трудной дорогою туда, куда, как говорит простой наш люд, Макар телят не гонял. А пока мы пробираемся болотами и лесами, позволь, я расскажу тебе, любопытствующий читатель, о цели нашего предприятия. Выезд пришелся на начало 10ого месяца на день мученика Зосимы пустынника. Выезд неделей ранее показал практически полное отсутствие форели в привычных местах ее обитания в основной реке. И если весной мы недурственно здесь лавливали пеструшку до фунта весом, теперь же ее целиком заместил харьюз. Графом Воробьевым было сделано предположение, что ямбургская пеструшка отправилась к нерестилищам, где ее может скопиться великое множество. Такое предположение согласуется с исследованиям Либериха, на которого в своем труде ссылается Сабанеев. С целью проверить эту теорию, мы отправились на один из 2х притоков реки. Приток этот давно манил нас своей неприступностью, да все как-то было недосуг. Путь свой мы прокладывали по картам военного министерства, которые по долгу службы оказались в распоряжении Усова. Многие писатели рыболовных статеек в новомодных журналах не упускают возможности прихвастнуть своими снастками и удилищами. Надо заметить, что журналы эти, такие как «Рыболовство в России», «Спортивное ужение», «Рыбачь с купцами», стали очень популярны среди господ средней руки. А ведь что там за матерьяльчик? Если разобраться, дрянь, а не материальчик. Один писака, утверждает, что, дескать, ловить надобно на спиннинги длинною в 4, а то и боле аршин и подавай ему такое орудие, чтобы гнулось непременно от самой ручки. Другой утверждает, мол, спиннинг должен быть короткий, да так чтобы изгибалась у него лишь самая вершинка, а иначе такой писака и ловить не станет. Найдется и такой, который уверит вас в чрезвычайной эффективности покрытия открытых кожных участков и блестящих шпулек маскировочной краской для меньшей заметности для рыбы. Не нарушая сложившиеся традиции жанра, замечу, что Воробьев взял с собой новое бамбуковое удилище Пантун Унитра, подаренное ему меценатами. Корнет предпочитает изделия мастера из Нового Света Гари Лумиса. Модель удилища под номером 842 уже давно снискала любовь у нашего рыболова. Я же взял с собой удилку мастерской Талон серии TX моей любимой для берегового ужения длины в 3 аршина. Мои спутники использовали обычные лески, способные удержать 3 фунта веса. Я же использовал тонкую жилку из плетеного конского волоса выкрашенную в серый цвет. Катушки я не стану описывать, так как во время нашей тряски в бричке, у меня с Усовым вышел спор, в котором корнет убедил меня, что главное в катушке – это, чтобы она вращалась. Смею вас уверить, катушки у нас у всех вращались без всяческих преград.
Первым к месту слияния притока с основной рекой вышел я. Первый заброс вверх по течению, или upstream, как называют этот способ подачи приманки англичане, под корягу, и за моей французской вращалкой, собранной лично мною на вольфрамовом сердечники, вышла красавица-форель весом не менее 3 фунтов. Вышла неспешно, грациозно, как выходят жены важных чинов на приеме у губернатора. Вышла и снова ушла в свое укрытие. Таких больших форелей я еще не лавливал, поэтому вы легко можете представить, какой азарт овладел мною. Мои соперники окликали меня из лесу. Я им ответил, чтобы ко мне не подходили и не смели кидать свои оснастки под мою корягу. Я сменил вращалку на искусственную рыбку, называемую «Форелевая мелодия», но как я ни старался, рыба так и не проявила себя. Александр встал выше по течению и сразу же выловил хорошую форель. Вскорости обрыбился и Сергей отличной пеструшкой весом в 1 фунт. Мои соперники использовали для ловли резиновые обманки. Они выполняли проводку апстрим, ритмично подергивая вершинки своих удилищ, заставляя резиновую гусеницу на крючке с длинным цевьем вилять своим резиновым хвостом, словно собака, которой хозяин дал мясную косточку. Несмотря на резиновую основу обманок и на крючки с передним отягощением, к популярному в последнее время способу ужения, называемому jig, ловля Александра и Сергея отношения никакого не имеет. Это скорее напоминает ловлю на искусственные рыбки. Александр одолжил и мне одну из своих приманок. Подводных обитателей у слияния было много, и в этом гипотеза Александра Алексеевича полностью себя подтвердила. Рыба начала заходить в приток с чистейшей холодной водой и дном, устланном галькой и песком, чтобы метать икру. До того, как мы начали ловить на слиянии и пошли выше, мы попробовали ловить на основной реке, но кроме 1 мелкого хариуса и привычной каждому русскому удильщику щуки рыбы мы больше там не видели. А вот в притоке рыбы было изрядное количество. Она то и дело выскакивала из травяных укрытий, но в последний момент проявляла робость и либо вновь уходила в укрытие, либо уплывала вниз по течению. Возможно, к столь осторожному поведению ее вынуждала прозрачность воды, которая была такова, что можно было подумать, будто бы и нет ее вовсе. Каждый камушек, каждая травинка, каждый гальянчик – все видать как на ладони. Но, увы, ни один из моих контактов с рыбой не закончился подсечкой и вываживанием. Впрочем, ни последнее место среди причин своей неудачи я отвожу невысокому уровню искусства ловли осторожной рыбы.
По мере того, как мы продвигались выше, все меньше становилось поклевок и выходов рыбы. И даже вновь выловленная графом форель, на сей раз соблазнившаяся искусственной рыбкой мастера Масу с мизинец длиной, не сильно меняла картину. Видимо, время нереста еще не наступило, и рыба собралась только в устьевых участках, где ей хватало еды и простора. На сами нерестовые участки, до первых из которых мы дошли только под конец ловли, пеструшка пойдет позже, когда температуры еще спадут.
Александр в нашем турнире занял почетное первое место. Он выловил с десяток рыбок, среди которых 1 щука о 2 фунтах, мелкий харьюзенок и 8 хороших пеструшек. Сергей так и остался с одной рыбкой. А я занял бронзовое место исключительно благодаря тому, что другие участники турнира не соблаговолили его посетить. Впрочем, в том несомненно есть вина организатора, который не удосужился разослать приглашения в уездные рыболовные общества.
Часть вторая. Граф и барон.
Прошла неделя с нашего предшествующего состязания. Синоптики Пулковской обсерватории пророчили погожий воскресный день, а в сельских церквушках прихожане ставили свечи, прославляя преподобною Ефросинию Суздальскую. Корнет Усов убыл по делам военной службы, а граф Воробьев и барон фон Ланда вновь тряслись в бричке в предвкушении новых рыболовных впечатлений на полюбившейся им речушке в Ямбургской губернии. На сей раз был разработан новый маршрут продвижения: участникам предприятия предстояло пройти 3,5 версты по лесной дороге и еще 1 версту по лесу, чтобы выйти на реку на 1 версту ниже впадения в нее нерестового притока. За день предстояло пройти участок реки до слияния с ее притоком и дале пройти по притоку, в который уже должна была зайти основная масса пеструшки… Но, как это часто бывает, рыбалка внесла свои коррективы.
Самый первый заброс принес графу первого хариуса. Некрупный, блестящий на солнце своей стальной кольчугой, он дал нам понять, что рыбалка нас ждет очень добычливая. Сколько в тот день его собратьев выписывало круги по водной глади, сдерживаемые снастями двух рыболовов и силясь освободится от коварной добычи! Однако, если читатель подумает, что рыба сама вешалась на наши крючки, то сильно в этом ошибется. Я в тот день поймал около 20 рыбок, и если бы в другой день я был бы весьма доволен таким уловом, на сей раз я понимал, что рыба просто игнорирует меня и я, как говорят иные мастера уженья, ловлю нуля. Опытным путем Александр подобрал оптимальную обманку – это был оранжевый резиновый червячок. Именно оранжевый! Белые, зеленые, темно-красные – все остальные цвета ловили настолько хуже, что можно была сказать, что и вообще не ловили. Но ведь и у меня был оранжевый. И я его подбрасывал под противоположный берег апстримом! И я подергивал кончиком удилища. Но с места мне удавалась поймать 1, иногда 2 рыбки и были у меня остановки, не приносившие мне поклевок. Александру же удавалось поймать с каждой остановки до 5 рыб. Иногда это были места, на которых до этого останавливался и я. На прямых участках, с небольшой глубиной и травой на дне клевали преимущественно некрупные рыбки до 100 грамм, а вот в на более глубоких участках, со стороны подмытого берега, или из под коряги или просто на выходе из ямки клевали рыбы более фунта весом. Так значит вот они, и никуда они не скатываются к зиме в большую реку, а остаются тут же в реке, квартируясь в каждой ямке.
За день рыбалки в тот раз мы прошли всего 1 версту по реке – настолько хорош был клев. К вечеру мы вышли к нашему притоку. В его устьевых участках – хариус. Ну что ж, пора в обратный путь! Сложили снасти и вот, видим, как вверх по течение поплыла форель, полфунта веса, грациоза, ни кого не боясь, и ни от кого не скрываясь, шла к нерестилищам. А вот и еще одна, крупнее. Ну что ж, дело к ночи, вот они и двинулись в путь. Двинемся же в путь и мы.
Часть третья. Граф, барон, корнет и земский врач.
Удалось ли вам найти форель, зашедшую на нерестилища? – спросит меня любопытный читатель. Любопытство заставило и нас вновь собраться в дорогу. На это раз компанию нам составил земский врач Михаил Горохов. В зимний период Михаил вместе с Александром и Сергеем выступает на состязаниях по блеснению рыбы в прорубях. И надо сказать, что выходит это у них столь удачно, что даже видным мастерам из Москвы уже не угнаться за ними в этом искусстве.
В первый наш выезд, возвращаясь обратно к нашей бричке, мы нашли хороший охотничий путик, поэтому в этот раз мы быстро вышли к притоку в том его месте, где в первый наш выезд окончили рыбную ловлю. Вышли, собрали снасти и пошли вниз по течению. Рыба долго не жаловала нас своим вниманием. Через час граф все-таки поймал 1 маленькую форельку. Выше бобровой платины я поймал хариусы, а ниже, прямо из под плотины – маленькую пеструшку. Михаилу не терпелось подержать рыбу на крючке, поэтому он отказался идти вверх в поисках мест нереста и хотел выйти на основную реку. Мы с графом уже успели похвастаться ему отменным клевом хариуса неделей ранее. Однако, на этот раз все поменялась. Нет, рыбы не стало меньше. То тут, то там на поверхности появлялись круги - хариус охотился за мошкой. Но поклевками он нас не жаловал. Рыба была очень капризной. Иногда удавалось ее соблазнить, проводя обманку вдоль самого берега, поднимая ее против течения. Корнет поймал двух рыбок, барон и врач – по четыре, графу удалось поймать не менее 10 рыбок и еще минуты две он боролся с крупной кумжой около 2 фунтов веса. Рыба ушла в траву и достать ее оттуда Александру не удалось: ушла вместе с приманкой.
Часть четвертая. Граф и земский врач.
Эту поездку я пропустил, так как срочно и неожиданно отбыл в Париж по служебным делам. Корнет, видимо, тоже был занят. Граф поведал мне, что их с врачом маршрут повторил наш маршрут недельной давности. Погода стояла ясная. На притоке они, наконец-то, встретили нерестящуюся на мелководье пеструшку. Вкруг крупной самки весом в 2 фунта собралось штук 5 самцов от 100 до 300 грамм. Вокруг также собралась мелочевка в предвкушении пиршества. Один самец соблазнился на приманку Александра, но сошел. Одно неосторожное движение врача, и рыбы разбежалась в разные стороны. Граф перебирал приманки: резинки, самодельные рыбки, самодельные вращалки с лепестком мастера Вьюнова. Результат всех усилий - лишь 2 схода мелких пеструшек. Следующее гнездо было пустым – нарытая ямка в гравии и песке, но уже без рыбы. На слиянии притока и реки у графа сходит хариус весом под 2 фунта. Не менее крупная рыба сходит с крючка Михаила. После этого рыбалка стала совершенно недобычлива. И всплесков рыбы было значительно менее числом, чем в предыдущие выезды. И сходов было столько, сколько не было за все 3 более ранних поездки вместе: 2/3 поклевок не были успешно завершены поимкой рыбы. Что это? Время года? Или влияние фазы луны? Или погода не располагала рыбу к активному клеву? Кто знает!? Рыбная ловля не перестает ставить свои каверзные вопросы перед пытливым рыболовом. А нашему брату остается лишь внимательно наблюдать за жизнью природы в надежде постичь хоть самую малость ее таинств.
Спасибо братьям Люмьер за предоставленное видео.

Отчеты о рыбалках
Путешествия
Рыболовный спорт
Спиннинги (удилища)
Тактика и техника спиннинговой ловли
Другое

15.05.2016 09:40:32
Нравится 0
Скажите, "барон", как вы относитесь к запрету ловли пеструшки в Ленинградской области?
15.05.2016 12:43:23
Женька,суперский отчет!!!
15.05.2016 16:37:23
Нравится 0
точно, они нанесли непоправимый вред природе. смешно же
16.05.2016 00:32:41, 16.05.2016 12:52:40
АБЮЧто ж, ответить на Ваш вопрос и просто и сложно одновременно. Поскольку запрет, о котором Вы говорите, не есть нечто данное нам свыше, то очевидно речь должна идти в сугубо юридическом ключе. Что есть запрет? Запрет - это правовая норма. Согласно теории Леви-Стросса, само государство родилось из запрета - запрета на инцест. Таким образом, Ваш вопрос о моем отношению к данной правовой норме подразумевает вопрос о моей позиции относительно теории происхождения государства. Должен признаться, что тут я стою на позициях юридического позитивизма. Ну не верю я в договорную теорию права. Кто-нибудь договаривался с Вами об этом запрете? Со мной точно нет. И закрытие торрента со мной никто не согласовывал. И запрет на усыновление детей гражданами избранных государств. И даже запрет на продажу мне, взрослому человеку, бутылочки пивка в 22:05 со мной тоже забыли согласовать. Конечно, скажет иной этатист, государство решает что тебе делать и что нет посредством выбранного тобой представителя. Ага. Щас. Выбранного мной. Расскажите это бабушкам по первому федеральному. Таким образом, право есть ничто иное как приказ суверена подданным. Но тогда мое право - право подданного - посылать государство (высказался культурно) и покупать пиво в 22:10 в соседнем ларьке, где другой подданный мне его охотно продаст. Мое право любить рыбалку. Мое право использовать только цивилизованные способы ловли. Мое право максимально бережно относиться к рыбе и отпускать ее. Мое право любить природу и проводить свое свободное время на любимой речке за любимым занятием.
16.05.2016 00:33:01
РыбАлка
Алла, спасибо :)
16.05.2016 01:17:51, 16.05.2016 01:18:15
Нравится 0
модераторское: народ, если литературное произведение на сомнительную тему еще можно так или иначе обсуждать, то диалоги про общественный строй на рыболовном сайте нафиг не нужны уже точно. в формулировке "снилось мне однажды..." тоже.В общем так. Жень, модераторы злятся и велели тебе последнее китайское передать, и что здесь вам не максфишинг. Мы тебя очень любим, но матерное и запрещенное в след.раз потрем целиком. Зато с остальным - велкам.
16.05.2016 10:05:02
АЕ
Значит на фишере помимо оппозиции появится еще и свой самизад :)
16.05.2016 22:12:08
Нравится 0
А я не согласен, что диалоги про общественный строй на рыболовном сайте не нужны. И, собственно, есть тема "Пообщаемся" где народ так или иначе систематически общественностроит.
А в Жениной позиции про несогласие с запретами - в общем то вижу юношеский нигилизм и самоутверждение. Нормально. Плох тот, кто в юности не был революционером, а в зрелости не стал консерватором. (не я придумал, но кто - не помню)
Так что правильно обозначить. что данный опус размещен как игра Женькиного юношеского неокрепшего ума, но позиция участников не одобряется Клубом. (Чуть не написал не обобряется)))))
16.05.2016 23:08:41
Нравится 0
Николай, мне кажется ты лет этак на 20 льстишь моему возрасту :) Мой юношеский неокрепший ум растит детей и кормит семью. Просто есть те, кто свято верит в то, что право и есть закон, и с этой точки зрения неправовых законов не может быть в принципе, а есть те, кто с этой позицией не согласен. К юношескому нигилизму и уж тем более к самоутверждению это не имеет никакого отношения.
17.05.2016 01:06:16
Жень, если тебя задело прилагательное "неокрепший", то извини, я же под ним понимал возможность дальнейшего изменения, незакостенелость. А "юношеский" и вовсе комплемент))) Что касается нигилизма и самоутверждения, то проявление нигилизма я усматриваю в неприятии запретов. Надеюсь, что это не обижает тебя, поскольку ты высказываешь свою оценку законов, я в свою очередь всего лишь оцениваю твою позицию. Запрет на ловлю форели есть, и обусловлен он падением численности этой рыбы. Я например тоже далеко не в восторге от этого запрета, но знание того, что он есть, заставляет меня ехать в поисках той же форели в места, где ловля ее обыденна , хоть и регламентирована, и приходится укреплять иностранные водоемы своим трудовым рублем.
Кстати, судя по молодому лицу Технолога, фильмец то раритетный? Лет десять назад?
19.05.2016 11:44:33
Нравится 0
Спасибо автору! Получил удовольствие и от чтения и от просмотра )))
26.05.2016 18:31:39
"Запрет на ловлю форели есть, и обусловлен он падением численности этой рыбы."
Николай, про падение численности форели утверждение, мягко говоря, сомнительное. Есть, конечно, в Ленобласти популяции этого вида подорванные рыболовством и их немало, но имеются и весьма крепкие стада, которые с точки зрения сохранения стабильного воспроизводства популяции вполне можно облавливать. Другое дело, что загнать вид в Красную Книгу области куда проще, чем потом вывести его оттуда. И тут кумжа не самый яркий пример: скажем, все наши попытки вывести из Красной Книги Ленобласти подкаменщика обыкновенного (в народе его обычно именуют бычком подкаменщиком) разбиваются об глухую стену чиновничьих кабинетов. Это притом, что рыбы этой в большинстве речек области - кишмя кишит...
17.10.2016 15:30:35
Нравится 0
А еще тут пропаганда наркотиков и укуренный оператор.
зы Женя, спасибо за фильм.))

Отчеты о рыбалках (722) Путешествия (362) Рыболовный спорт (103) Мастер-классы и покидушки (62) Спиннинги (удилища) (218) Катушки (84) JIG-спиннинг (72) Классические спиннинговые приманки (90) Воблеры, попперы, джерки (158) Шнуры, лески, поводки (49) Тактика и техника спиннинговой ловли (117) Поплавочная ловля (92) Фидер (126) Дорожка и троллинг (29) Зимняя ловля на блесну (71) Зимняя ловля на мормышку (112) Зимняя ловля: жерлицы и другие способы (75) Зимняя ловля корюшки (51) Нахлыст (6) Самоделки (84) Ремонт (все снасти) (16) Лодки и моторы (91) Одежда, обувь, экипировка (58) Рыболовная электроника (26) Другое (302) Рыболовное право, борьба с браконьерством (67) Клуб (113) "Ловись, рыбка, с кэшбэком!" (10)