Перейти к публикации

"Хижина дедушки Сома..."

  • записей
    16
  • комментариев
    67
  • просмотра
    22 442

Из старья... "Атаман"

Сом

1 866 просмотров

 "Дон-н-н..! Дон-н-н..! Дон-н-н..!" Так бьёт рында на стареньком чумазом буксире. 

1.jpg


Когда я его вижу, этого пыхтящего речного дедушку, ковыляющего по плавно перекатывающимся волнам, мне всегда хочется его погладить. Я помню его пятилетним мальчишкой, пытающимся победить огромную волнищу, исходящую от его бортов. Помню, и как уже пацаном, переплывая через Дон, со страхом разглядывал его обшарпанные борта. Помню я его и в двадцать, и в тридцать лет...
      Утренние четырёхчасовые склянки будят. Не тормошат и не расталкивают, а так же ласково, как мама, нежным прикосновением звука напоминают - "Пора!" Чёрная южная ночь ещё цепляется за вершины пирамидальных тополей и путается в поникших ветвях плакучих ив. И даже ветер стих, словно боясь стряхнуть остатки ночи с их неподвижных листьев. Текущая у ног, огромная река угадывается только по лёгкому шлёпанью волны о невидимый берег и борт лодки.
      Вокруг тишина. Даже за несколько сотен метров от заранее прикормленного места, все говорят шёпотом, аккуратно укладывая снасти в лодки. Собрались, пошли... Вёсла - лопатки легко и нежно, как острый нож перезревшую дыню, режут тёплую воду. Всё ближе и ближе моя прогалина в камыше, пройдя которую окажешься посреди неподвижного зелёного мира. Одиночество и ни с чем не сравнимое чувство единения с природой, когда только доверяя чувствам, а не зрению и слуху, понимаешь что ты не один на этой водной глади. Когда вспорхнувший зимородок, сверкнувший изумрудной грудкой, или скользнувший, по лежащему на воде камышу ужонок, противоречат одним своим появлением этой картине полного покоя и отдохновения. И если округлые извивы ужа не раздражают взгляд, то стремительность зимородка хочется вычеркнуть из всей этой потрясающей неподвижности.
5.jpg      "А-а-ах.., а-а-ах.., а-а-ах...", - слышится совсем рядом взмах громадных крыльев, и из плотного тумана, рассекая молочную капель, медленно-медленно "выплывает" белоснежная цапля. Она летит прямо на лодку, но завидев меня не шарахается, не сворачивает испуганно в сторону, тем самым как бы принимая чужака в небольшой мирок, очерченный со всех сторон плотной стеной камыша и утреннего тумана.
      Светает... В станице за балкой запели петухи. Похлопывая бичом, пастух повел брякающее колокольцами стадо в степь. Ещё мгновение и первый луч солнца выпорхнет из-за горизонта.
      Мои глаза, плавно обводящие поверхность воды, внезапно останавливаются - рядом с поплавком дёрнулась камышинка! Сердце глухо стукнуло и затихло. "Здорово, станичники! Добро пожаловать! Заждался я вас, дяденьки!" Тела нет, да оно мне сейчас и не нужно. Одни глаза, лихорадочно перебегающие от веточки к веточке. Ещё удар, ещё, ещё... Сколько раз в этой ситуации зажженная сигарета опаляла мне пальцы, но боль приходила позже, не принося ничего. Ни-че-го, даже удивления.
      И вот она - долгожданная первая поклёвка. Если до неё всё было несбыточной мечтой, несуществующим миражом, то это лёгкое покачивание поплавка вселяет надежду на успех, стремительно опустошая мозг. И ты уже не расслабленный кусок плоти, а готовый к борьбе механизм, прекрасно осознающий, какого соперника может скрывать от тебя вода.
      Поплавок качнулся и застыл. Иногда на несколько секунд, а иногда на долгие минуты. Этот промежуток времени не говорит пока ни о чём, кроме одного - скорее всего это Карп. Не сазан, стремительная нетерпеливая бестия, которому все эти игры с наживкой абсолютно не нужны, так он нахален и борз. И не лещ, скоростное подергивание которого иногда сложно отличить от клюнувшей тарани, а именно Карп. Как можно нежней берёшь удочку и каменеешь. Твердишь про себя: "Ну давай же, давай... Ну!" И чем дольше поплавок не шевелится, тем больше у тебя появляется разочарования и ... надежды. Надежды на то, что подошёл он - сам батюшка Карп, неторопливый и мощный богатырь. Мечта твоей жизни, твоё счастье и разочарование. Хитрющий и наиосторожнейший представитель рыбьего племени, атаман донских затонов и стариц.
2.jpg      Затишье длится недолго. Вздрогнув, антенна поплавка клонится к воде, тут же резко поворачивается и начинает тонуть. Подсечка! "Ходи сюда!" На всякий случай не торопишься, но радостное возбуждение сменяется лёгким разочарованием - рыбёшка величиной чуть более ладони, немного посопротивлявшись, уже в моих руках. Осторожно сняв её с крючка, шепчу ей на "ухо" приговорку, которой научил батька: "Приведи мать, отца и донского жеребца!" и отпускаю малышку в воду.
      Опять поклёвка, тут же ещё одна. Карпята и маленькие сазанчики один за одним виснут на крючке. Ловля не радует, ведь пришёл сюда не за этим. Но терпение и спокойствие - "Умеющий ждать получает всё!" Это сказал кто-то из великих, карпятник наверное :0).
      Вдруг глаз, нацеленный на поплавок, боковым зрением улавливает яростное покачивание камышинок где-то справа. "Стоп!", - командую себе, - "Застынь, умри, окаменей!" Наконец-то суета мелочи привлекла внимание кого-то покрупнее. Представляю, что творится сейчас в башке у стоящего рядом Карпа и ухмыляюсь в усы: "Что, злишься на малышню?" Камыш подрагивает всё ближе и ближе, пузырьки вспенивают поверхность воды, в точности повторяя дорожку из прикормки, которую я "проложил" от одного камышового мыса к другому.
3.jpg      Клёв как отрубает. Человека, ни разу не ловившего Карпа, этот факт вероятнее всего опечалил бы. Меня же он радует, да и ещё как радует - подошёл, родимый, не выдержал! Разогнал мелочь, осматривается.
      Тук... Качнулся мой надёжный сигнализатор. Тук... И это только через несколько долгих минут! Тук... Ещё минуты через две. Карп здесь, но насадку пока не нашёл. Роя ил, он ест рассыпанную по дну перловку, сдобренную пахучим подсолнечным маслом, и своим мощным телом цепляет за леску. Тук... Тук...
      Вот когда понимаешь, что значит "время остановилось". Его нет, в нём нет необходимости, оно мне безразлично! Разницы между секундами и часами нет. Есть только старая батина удочка и ноль три миллиметра лески, уходящей в воду.
      Поплавок пополз вверх и начал клониться к воде. Наконец-то! Ниже, ниже, ниже... Лёг! Поворот. Остановка. Невидимая пока сила притапливает его, но тут же отпускает, и антенна поплавка медленно возвращается в вертикальное положение. Рука начинает делать подсечку, но нет! Рано. Играется, гад!
      "Давай, бери же! У меня рука уже онемела!", прошу я, прекрасно понимая, что если я чем-то выдал себя, то никакие уговоры меня не спасут. Если Он знает, что я здесь наверху, всего в нескольких метрах, то всё - победы не будет. А будет форменное издевательство Рыбы над Человеком, иногда длящееся часами!
4.jpg      Ага, попёр! "Ходи бриться, друж-ж-ок!!!", - выпаливаю я подсекая. Поднимаю кончик удилища вверх и... чуть не выпускаю его из рук - пять метров лески, отделяющие меня от Карпа, моментально натянулись и зазвенели. От тишины и покоя, окружавших меня секунду назад, не осталось и следа. Выпь, до этого мирно покачивающаяся на торчащей из воды веточке, в страхе стрельнула серо-коричневой молнией подальше от беды. Рыбья мелочь сыпанула в разные стороны, оставляя на поверхности воды мириады стрелок. Ахнул где-то за спиной в своей лодке Димка: "У папки взял!" И ни деду, ни Игорёхе не надо объяснять кто взял. Всем и так ясно кто.
      "Нет, милый, в камыш я тебя не-пу-щу!", выдыхаю я, предотвратив первую стремительную попытку Карпа спастись бегством. Удочку трясёт от напряжения, её изгиб пугающе опасен и крут. Удилище в левую руку, подсак под правую и в воду. До этого нельзя было - примета плохая. Всё, я готов с тобой биться, дяденька. Давай потягаемся - кто кого! Рывки и подводная круговерть не прекращаются ни на мгновение. Мощные потяжки Карпа так молниеносны, что иногда только бурун на воде указывает где в данный момент находится сопротивляющаяся Рыба.
6.jpg      И вот он момент наивысшего наслаждения - твой соперник появился на поверхности, и мы посмотрели друг другу в глаза. Не знаю, у кого поворачивается язык назвать Карпа "речной свиньёй". Наверное, это те, кто встречал в своей жизни только разжиревших от дармовой пищи прудовых карпов, вид которых, даже на прилавке магазине, не вызывает ничего кроме брезгливого сочувствия. Дикий Карп - это по натуре кабан-секач, добыть которого и трудно и почётно. Глаза моих соперников никогда не выражали страха, как у идущего на заклание животного, а светились от ярости, дикого желания вырваться и даже... отомстить за причинённую боль. Поэтому, такого бойца редко оставляешь в садке, а обычно отпускаешь, уважая его за честную и бескомпромиссную борьбу.
      И вот, Рыба совсем рядом с опущенным в воду подсачеком. Уже видно, как мощное тело изогнулось дугой и острая пила спинного плавника разрезает воду. Осталось лишь уложить исполина набок, дать "глотнуть" ему воздуха и всё - он повержен! Пытаюсь поднять его голову над водной гладью, очередной рывок - назад любезнейший! Ещё чуть-чуть, ещ...
      ...с резким свистом поплавок разрезает воздух и шлёпается где-то позади лодки. Крепкое: "Твою мать!!!" рвётся сквозь сжатые в бессильной немощи губы.
      "Ушёл...", - тихо и печально сообщаю я себе и всему свету.
      "УШЁЁЁЁЁЛ!!!", - мощным буруном в камыше радостно возвещает о своей свободе вырвавшаяся из плена Рыба.
      А вокруг опять тишина и покой.
      И только "Дон-н-н..! Дон-н-н..! Дон-н-н..!" слышится где-то вдали...



Сом             
р. Дон, Ростовская обл.            



  • Нравится 4



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...