На страшном Заполярье
На страшном Заполярье" (вариант - "На страже захолустья"), так в просторечии во время моей службы на СФ называли его официальный печатный орган, газету "На страже Заполярья". В общем, как написал поэт, "И вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником три года". Этот уголок - Ловозеро. Впрочем, в качестве уточнения, служил я там не три, а четыре года (под занавес службы), и не совсем там, а в местечке в трёх десятках километров оттуда с романтическим названием Ревда-3, что прекрасно его характеризует, ибо в переводе с саамского на русский это прямо и значит - дыра...
Поездка состоялась 25 июня - 5 июля. Планировали за месяц. Организатор Олег (Оримаки), с ним пассажиром его приятель Илья, второй экипаж - я и пассажиром Юрий Сергеевич (Лемпо).
Заволновавшись из-за сообщений, что ещё в середине июня там лежал снег и даже местами сохранялся лёд, я за неделю начал мониторить прогнозы погоды. День ото дня они становились всё гаже. Нет, по устойчиво плюсовым температурам порядка 10 градусов было понятно, что льда уже точно не будет, зато, всё остальное предсказывалось в ассортименте: дожди ливневые, просто сильные и слабые, мокрый снег, грозы, сильные и шквалистые ветры до 8 м/с. Некоторые метеосайты для пущей наглядности приводили картинки согнутых бурей деревьев, раскалываемых молнией небес, сыпящихся на землю жидких и твёрдых отходов жизнедеятельности небожителей. Не сходились они только в порядке чередования этих событий и направлениях ветров. В общем, когда я перенёс на один лист данные с пяти метеосайтов, которым хоть как-то можно верить, сложилось устойчивое впечатление, что живыми мы не вернёмся. Но деваться было некуда, компаньоны согласовали на работе свои отпуска и отгулы.
Не заладилось и с началом поездки. Накануне определились о времени выезда. В оговоренное время я забрал Лемпо из дома и мы выехали. Организатор с напарником выезжал с дачи и планировал присоединиться к нам в районе развилки Мурманского шоссе на Морозова-Кошкино. Однако, как оказалось, выехал он больше чем на час позже даже планировавшегося времени рандеву. Попутно выяснилось, что будет и третий экипаж, семейная пара Игорь и Лена, причём, как оказалось позже, им было назначено другое время. В общем, ждать я никого не стал. Через 16 часов без приключений мы были на Семёрке. Вторым, спустя три часа, подтянулся третий экипаж, только потом появился "командор пробега". Ну, что так начинается, не могло кончиться хорошо.
Были "знамения" и в дороге. Дважды на проезжую часть выскакивали зайцы. Помню известный отчёт Александра (Грека) про зайца, который на видеоповторе оказался куропаткой. Так, вот, наши были натуральные, с длинными стоячими ушами, на четырёх ногах и, судя по росту меньше колеса, точно не ослы. Оба не дали чётких указаний о ждущей нас участи, так как, не пересекли нам дорогу, своевременно свалив обратно на обочину, хотя, из-за одного и пришлось даже остановиться. Была ещё встреча с хромой лисой, поселившейся на заправке "Роснефти" в Зеленоборском. Примет с хромой лисой я не знаю, разве что, закрадывается подозрение, что рост цен на бензин обусловлен расходами "Роснефти" на её содержание.
Ситуация на месте подтвердила худшие опасения. Основного признака начала клёва, лист берез размером с ноготь, не было и в помине, отдельные почки только начинали раскрываться. Уровень воды был ещё паводковый, на 40-50 см выше, чем в прошлом июле и августе. На нашем острове едва не треть площади была занята снежными сугробами метровой высоты. Ни о каких зарослях водорослей в воде и говорить не приходится.
Природа дала нам только одну слабину: позволила дойти до стоянки на острове в средней части озера без дождя и сильного ветра. После этого метеопрогнозы стали сбываться, причём, близко к худшим сценариям. Синоптики даже договорились, наконец, между собой о направлении ветра: естественно, в наш берег и со стороны базы. Ловушка захлопнулась.
Но у нас с собой было, на первые два экипажа (без семейной пары Игоря и Лены) пять литров белого зелья для разгона облаков и пять литров оранжевого для призывания солнца. Вот, этим и занимались... Только сразу по приезду Лемпо с Оримаки поставили перемёт на 10 крючков, наживив его привезёнными из Питера живыми (!!!) карасиками. За три дня только третий экипаж рискнул в момент затишья выйти на воду и прокатиться в тени нашего острова с нулевым, впрочем, результатом.
В дороге Лемпо оказался очень удобным попутчиком, реально помогшим мне в пути, развлекая чудесными рассказами. А в период ожидания сдал: кто виноват, что делать, где рыба? Собственно, сведущие люди меня о подобной возможности предупреждали, не поверил... Всё склонялось к переезду куда-то на Ладогу, то ли на Олонку, то ли в устье Волхова к вожделенным вёдрам жирной густеры. Добавил копоти Илья, у которого разболелись, кажется, все зубы сразу. Против были третий экипаж и я: ни о каких переездах на другие водоёмы мы загодя не договаривались, ехали целенаправленно на этот, "бель" и суета Южной Ладоги нас вообще не интересовали, из планировавшихся десяти дней прошло только три, можно подождать погоду (прогнозы волшебным образом стали улучшаться), а при хорошем раскладе рыбалку можно "сделать" за день-два (как в прошлом году в августе на этом же месте мы с сыном из четырёх дней из-за погоды ловили только один, но так, как другим не удаётся и за неделю). Тут, как раз стал спадать ветер, и Олегу пришлось увозить эту пару, благо у него лодка на прицепе и в салоне машины были свободные места. Перед отъездом проверили перемёт, попался один налим явно за полкило, если даже не с килограмм. Была прощальная уха....
Пока Олег отвозил первого пассажира с частью багажа на базу, остающиеся вышли на воду, и не успел он вернуться за вторым, как у меня в лодке уже была первая кумжа на 1,5 кг... Ощутимо теплело, появились комары и мошка (очень немного), на глазах распускались листья, оседали сугробы, отступала вода. На следующий день в бухте нашего острова метрах в трёхстах от лагеря проклюнулся хариус, активно жравший всё, падавшее в воду с прибрежных деревьев, от блёсен и воблеров, вопреки опыту прошлого лета, он категорически отказался, но исправно брал на поплавочную на опарыша. Активно брал первые два дня потепления, потом интенсивность клёва пошла на спад, тридцатисантиметровые красавцы уступили место штучным недомеркам длиной в ладонь. Варили хариусовую уху, жарили. Как же вкусно! Сиги попадались единичными экземплярами, поэтому на них особенно не заморачивались. Окунь не проклюнулся. По кумже "выкатывал" прошлогоднее местечко на каменной гряде недалеко от лагеря. Самый крупный экземпляр 2 кг. Работали всё те же воблеры от Салмо типа Миноу, причём, всех имевшихся у меня расцветок.
Тем временем, Игорь и Лена, обкатав наш плёс, поймав только щуку на 3,8 кг и налима грамм на 300 (на троллинг!!!) и поимев одну поклёвку неведомого монстра, после упорной борьбы оборвавшего воблер, совершили первую вылазку на южный плёс и привезли первых гольцов. Я тоже сходил с ними, на пустой лодке туда идти-то от нас минут 20-30. У меня результат там получился нулевой, зато негативных впечатлений от соседей по воде сколько угодно. Сначала, выйдя на южный плёс, мы пошли параллельными курсами на расстоянии метров в 100-150 (чтобы можно было переговариваться без раций). И вдруг, здоровенное корыто с ревущей музыкой пролетает прямо между нами, а то там места было мало. Как Игорю не оторвало распущенные планеры, даже и не знаю. Далее, ребята остались с северной стороны Волшебного (или Колдуна), я пошёл вокруг. А там, с юга у стоянки, пьяные, судя по всему, покатушки на жестяном корыте типа Казанки, с лихими разворотами на месте, прогазовкой с рывками с места и т.д. Говорят, Ловозеро опасно. Вот, такими козлами и опасно. В общем, я счёл за лучшее свалить в центр, где такого безобразия нет, и больше на юге не бывал.
Из прочего негатива: из 12-ти выловленных на южном плёсе рыб (10 гольцов и 2 кумжи), 9 гольцов и одна кумжа оказались глистатыми. От расстройства и из брезгливости ребята всё это спалили на костре. Я сильно в троллинг не упирался, больше времени посвятил хариусу, к которому питаю слабость, да и троллил всего на две палки (у ребят - четыре), поймал на среднем плёсе 3 кумжи (плюс штук пять пустых поклёвок, одна - с обломанным тройником), у меня одна глистатая из трёх. Соотношение чистых/нечистых явно не в пользу южного плёса, больше я туда не ходок, по прошлому году на среднем у меня не было глистатых вообще (из двух десятков за две поездки).
Что за воблеры использовал Игорь, даже и не скажу, я такими не пользуюсь, с его слов, он подбирал их по рекомендациям в профильных ветках нашего сайта. По возвращению на базу встретили мужика, вернувшегося с южного плёса, за три дня он взял там одну щуку.
После отъезда "ренегатов", каждый день был лучше предыдущего. Уезжали уже по настоящему лету. Ну, Илья, который маялся зубами, как я понял вообще не очень рыбак, но, вот, Олега, который рвался именно туда и вынужден был уехать, было откровенно жалко. А Лемпо наказал себя сам, так хотел хариусов на удочку и не дождался их всего день, вольному - воля, хорошо хоть озеро не пострадало от массированного применения запрещённых международными конвенциями спецсредств известного производителя, мгновенно превращающих любую водящуюся в нём рыбу в плотву и густеру.
Дорога обратно - без приключений, те же 16 часов. Шли отдельно, у ребят машинка порезвее, а мой Ховер-5 точно не для шоссейных гонок, не хотел их связывать. К югу Мурманской области зарядили дожди, Север не хотел нас отпускать.
Возможно, в середине августа ещё выберусь туда с сыном. Не верю, что на среднем плёсе нет гольца, будем искать, надеюсь, он, как и кумжа, там чище, чем на южном.
Огромное спасибо Олегу за организацию поездки, Игорю и Лене за чудесную компанию.
P.S. : Фоток не даю: рыбу - пошло, видов (кто там не был сам) и в интернете полно, а моя счастливая загорелая рожа лишит вас покоя от зависти.
P.P.S. : В очередной раз услышал от некоторых компаньонов легенду об исключительной опасности Ловозера для судовождения. Честно говоря, надоели эти благоглупости. Хочу расставить определённые точки над "I".
Природа Ловозера.
Ловозеро - водоём ледникового происхождения, где ледник двигаясь продрал слой почвы и осадочных пород под ней до скального основания неравномерными по глубине бороздами, после таяния оставил отложения в виде валунов, гальки и песка, получившиеся котловины заполнились талыми водами. Материал скального основания был разный, где-то его продрало глубже, где-то - меньше, валуны, песок и галька тоже никто специально не ровнял. Потом, вода вымывала более мягкие и растворимые материалы. Всё это и обуславливает изрезанность береговой черты и перепады глубин Ловозера. В детали вдаваться не будем.
Является ли это особенностью именно Ловозера? Да, ничего подобного. Под Питером есть точно такой же природы Ладожские и Выборгские шхеры, на Онеге есть шхеры Заонежского полуострова со всеми теми же препятствиями для судовождения. Проблема в том, что очень немногие там бывают, предпочитая обычно более результативную рыбалку на ровном, как стол, дне в районе Крениц, соответственно, не имеют и навыков судовождения в таких районах. Перед тем, как ехать очертя голову искать подвигов на свои задницы на краю света, съездите куда поближе, разбейте пару винтов, оторвите ногу мотору и сразу наступит озарение, что ровная поверхность воды не гарантирует наличия ровного дна под ней. Здесь хоть возможных свидетелей, которые могут успеть оказать вам помощь, будет больше, а в худшем случае, ваши родные куда меньше потратятся на эвакуацию вашего тела, чем с Ловозера.
Никогда не "летайте" по незнакомому участку водоёма ледникового происхождения с изрезанными берегами и островами, не имея включённого эхолота, показывающего глубину, либо хотя бы навигатора с картой глубин, убедившись, что они соответствуют фактическому текущему уровню воды. Помните, чем меньше глубина под вами, тем ниже должна быть скорость, чтобы вы успели вовремя среагировать на изменения рельефа дна.
Очень приблизительно можно определиться и на глаз. Подводный рельеф часто повторяет особенности примыкающих к нему берегов:
- больше глубина ближе к более высокому и обрывистому берегу;
- любой мыс может иметь подводное продолжение;
- вытянутые цепочки островов или вытянутые в длину острова могут быть частью более длинной цепочки, продолжающейся под водой.
Всё, в общем-то просто. Включайте голову и не торопитесь, а то, один раз успеете навсегда. И озеро никак не будет в этом виновато.
-
48
43 комментария
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас