Однажды на Снежной... Часть 1
Опубликовано на клубном канале Яндекс Дзен
Этот небольшой очерк о незабываемых событиях, участником которых мне довелось побывать, я написал по трём причинам: во-первых, мне «многие звонят или пишут в почту» с просьбой рассказать о них в «своём блоге», во-вторых, похоже, я заразился графоманией головного мозга, а в-третьих, перед Новым годом мы с Игорем (Ингваром) побывали в студии одного интернет-радио, где два часа в прямом эфире вещали о своих приключениях.
Судя по количеству задаваемых вопросов, наша болтология была действительно интересна слушателям.А самое главное - когда я писал этот рассказ, то вновь переживал всё то, что было пережито тогда. Стало быть, время, потраченное на эту писанину, в любом случае не пропало для меня даром... _____________________________________________________________________________________________________
В 2014 году, проехав верхом на лошадях около ста километров по горам Хамар-Дабана и сплавившись на катамаранах* по очень рыбной и достаточно спортивной реке Зун-Мурин, мы были буквально очарованы красотой сибирской природы, её богатством и уникальностью.
Поэтому осенью 2015 года мы (команда любителей рыбалки, охоты и экстремального сплава из разных городов нашей необъятной Родины) единодушно приняли решение летом 2016 года вновь побывать в Прибайкалье.
Но на этот раз нам захотелось повысить планку и пройти по более сложной и интересной во всех отношениях реке по имени Снежная. Буряты её называют Удалха, что в переводе означает «рыбная река».
Что касается спорта, то река эта в целом имеет четвёртую-пятую категорию сложности, однако на маршруте есть три "шестёрки": Жаба, Снежинка и Слив - пороги шестой (максимальной) к.с, а также практически непроходимый для катамаранов десятиметровый водопад с красивым названием «Полёт Белки» (Хырмын-Дулю).
Река носит паводковый характер, что придаёт ей дополнительную опасность и непредсказуемость. Протяжённость сплава составляла чуть более ста километров. Нас было 10 человек, а в качестве плавсредств мы использовали три катамарана двойки и один катамаран четвёрку. В ноябре 2015 года, купив билеты на самолёт до Улан-Удэ и обратно, мы согласовали заброску* и стали с нетерпением ожидать время «Ч» - 25 июля 2016 года. И вот оно наступило: ночной перелёт, получение вещей, предварительно отправленных транспортной компанией, закупка продуктов и затем восьмичасовой переезд в посёлок Баянгол, расположенный в предгорьях Хамар-Дабана. Дорога на Баянгол пролегает местами в пятнадцати-двадцати километрах от российско-монгольской границы.
Погранпост... Наш забросщик Альберт, истинный бурят, предъявив документы, рассказал кто мы такие, куда и зачем едем, а пограничник, кивнув головой в нашу сторону, строго спросил: «Когда они вернутся?» На что Альберт почти пророчески ответил: «А они не вернутся...»Многочасовое путешествие пролетело незаметно: мы помаленьку употребляли спиртное, а Альберт, кстати, очень грамотный и начитанный мужик да к тому же ещё и большой балагур, выступая в роли гида, увлечённо рассказывал нам бурятские байки. Добравшись до Баянгола, перегрузились в «шишигу» и на ней карабкались в гору до тех пор, пока дорога практически не закончилась, ну а там нас уже поджидали две «шайтан-арбы», стоявшие под парами. Гусеничный транспортер снегоболотоход (ГТС) - это маленький пассажирский танк, который способен ехать там, где ехать, казалось бы, абсолютно невозможно: по болотам, горам, рекам и, естественно, буеракам...
Командиры этих чудо-машин вселяли в нас стопроцентную уверенность, что поставленная боевая задача будет обязательно выполнена, и мы неминуемо окажемся на Снежной.
Был момент, когда при форсировании очередной водной преграды наш танк утратил контакт с речным дном. И вдруг он каким-то чудесным образом практически поплыл и плыл, пока не зацепился гусеницами за твёрдую поверхность. А ведь это, по сути дела, кусок железа. Фантастика, да и только... Одиннадцатичасовая поездка на ГТСках по горной тундре - это отдельная песня, в которой есть свои нюансы: если ехать на крыше кабины и, сидя на мягком матрасе, обозревать окрестности и орать песни - это одно, а если валяться в пассажирском отсеке, охеревая от грохота и тряски, то это совсем другое дело. Ощущение там такое, будто находишься внутри огромной железной бочки, которую усиленно трясут и лупят по ней молотками. Впрочем, усталость и спирт делали своё дело, и мы периодически умудрялись засыпать даже в таком кошмаре.
Заменив по пути более десятка ремней не то генератора, не то вентилятора, регулярно заколачивая пальцы в гусеничные траки и устраняя другие неисправности, в конце концов мы достигли желанной цели: наши ГТСки замерли на берегу реки Снежной. Разгрузившись, мы душевно распрощались с прекрасными мужиками - бурятами, которые добросовестно исполнили договор и доставили нас в целости и сохранности в место предстоящего старта. Быстро разбили бивуак и, немного отдохнув с дороги, приступили к культурной программе,
которая оказалась неожиданно продолжительной, потому что на следующее утро на стапель прикатила иркутская команда. По этой причине всеми нами коллегиально было принято решение устроить совместный фестиваль. Поскольку в состав прибывшей команды входили не только иркутяне, но и иркутянки, то помимо пьянки, анекдотов и воспоминаний о былом, у нас состоялись настоящие танцульки! Только на третий день, стиснув зубы и собрав всю свою волю в кулак, наша команда смогла загрузить катамараны и очень вяло стартовать. Наконец-то, мы приступили к рекреационной деятельности, о которой мечтали целый год. Девушки махали нам вслед платочками, а пацаны бросали вверх каски...
Стояла великолепная погода. Снежная радовала нас мощными порогами, которые мы лихо преодолевали, не теряя времени на просмотры* и страховку, ну а добрая река Удалха милостиво прощала нам эти маленькие шалости.
Человек, который отправлялся в кусты по нужде, мог этак за пятнадцать-двадцать минут попутно набрать пару вёдер лисичек, которые гораздо больше были похожи на жёлтых поросят, чем на чахлых представителей семейства псовых. Лес был полон черникой и брусникой, а по берегам в изобилии росла красная смородина...
2 августа мы торжественно отметили День ВДВ. Хоть торговли арбузами поблизости не наблюдалось, представители ЛГБТ-сообществ мимо нас не проплывали, а вместо фонтанов мы купались в речке - все эти мелочи абсолютно не портили нам праздничное настроение: в этот день у нас была баня, банкет и песни у костра.
Начитавшись отчётов о Снежной и насмотревшись фотографий, на которых рыбаки были буквально увешаны гирляндами из рыб, от Рыбной реки я ожидал если уж не режима лифта, то, во всяком случае, уверенного и методичного клёва, однако рыбалка оказалось очень трудовой. За две недели был, пожалуй, один единственный день, когда мы наелись рыбой от пуза, ну а в остальные дни хариусы и ленки (рыбы из семейства вкусненьких) служили скорее закуской, чем едой. Интереснее всего было ловить в маленьких речках, впадающих в Снежную. Вода в них идеально прозрачная с голубоватым оттенком. В небольших омутках на дне виден каждый камешек. Казалось, что рыбы здесь нет и быть не может, но при проводке маленькой вертушки вдруг из ниоткуда возникал хариус и агрессивно атаковал блесну: сначала самый крупный, потом поменьше, затем ещё меньше и... можно было идти дальше... Всё это происходило буквально так, как прописано в статьях известных рыболовных профи.
Наша идиллия продолжалась до 9 августа. Днёвка в устье реки Кит-Кит... Ничто не предвещало беды.... Впереди шумел невнятный порог Кит-Китский...
Он интересен только тем, что упирается в водопад Полёт Белки, поэтому перед ним нужно было технично зачалиться, ибо падать в Хырмын-Дулю - это занятие, мягко говоря, не очень полезное для здоровья.
Водопад Хырмын-Дулю (Полёт Белки) - уникальнейшее творение природы: река с расходом воды около двухсот кубометров в секунду с жутким грохотом низвергается с высоты четвёртого этажа в гранитную чашу, глубину которой до нас ещё никто не измерял, и далее она стремительно несёт свои воды в священный Байкал. Это ж надо, блин... Сказанул, так сказанул... Проснувшись утром 10 августа, вылезаю из палатки, смотрю на речку, и мне начинает казаться, что я всё ещё сплю, а мне снится сон, что я не на Снежной - в Прибайкалье, а в Китае - на реке Хуанхэ. Уровень воды поднялся метра на два, катамараны, которые мы затащили высоко на берег и совершенно машинально привязали к деревьям, трепыхались теперь в мутном кофейно-молочного цвета потоке, как флаги на ветру. Мимо проплывал всякий хлам...
Это был если и не селевый поток, то что-то близкое к этому. Доселе бестолковый порог Кит-Китский теперь выглядел угрожающе: бочки, валы, прижимы и прочие прелести белой воды... К слову сказать, с запасом еды, который у нас оставался к тому дню, мы могли бы жить припеваючи как минимум целый месяц, а может быть, и больше. Нормальные водники в такой ситуации плюют на свои билеты, если таковые имеются, ныкаются по палаткам и расслабляются в ожидании прекращения паводка, но мы не такие. Мы смелые, умелые и отважные!
Чувствую, что катастрофически мёрзнут ноги, смотрю вниз и обнаруживаю, что я босиком. Неопреновые* сапожки, которые в повседневной жизни устанешь стягивать с ног, Белка сдёрнула с меня так, что я этого даже не заметил. Кстати, если после ДТП видишь лежащего на дороге человека, на котором нет обуви, то можно не сомневаться, что это покойник. А я стоял босиком посреди реки и был жив, опровергая тем самым неоспоримую медицинскую истину. В это время мимо нас, как летучий голландец, на ровном киле проплывает абсолютно целая четвёрка и скрывается в пороге вместе с вещами и со всей(!) нашей едой. Юрик кричит сквозь шум воды: «Надо плыть!» Я и сам понимаю, что нас отсюда никто не снимет и что очередного самосплава* не миновать... Жутко не хотелось этого делать. Я тогда ещё не знал, что через несколько дней мне придётся ещё дважды добровольно и абсолютно сознательно прыгать в бурлящий поток... Разворачиваюсь лицом к Жабе и вдруг вижу Игоря и Андрюху: они живые и здоровые ходят по скале ниже порога. Значит, самосплавом прошли Жабу! Это обстоятельство меня бодрит и радует - я решительно прыгаю в воду: если уж под Белкой не умер, то с Божьей помощью и в Жабе как-нибудь выживу. Традиционно развернувшись ногами вперёд, приближаюсь к порогу... Андрюха кричит: «Левей бери, левей!» Тут же вспоминаю, что даже на катамаранах в пенный котёл никто не лезет, и все проходят порог, прижимаясь к левому берегу. Начинаю левить... На заходе с удивлением констатирую, что нет камня, который сто раз видел на фотках. К нему обычно прижимаются левым баллоном, чтобы избежать неприятностей. И тут же получаю мощнейший удар по заднице (камень был просто-напросто скрыт высокой водой) и засим падаю в бочку. Жаба отнеслась ко мне гораздо деликатнее, чем Белка: пожевала секунд десять и выплюнула прямо к скальному берегу, откуда ко мне уже тянулись руки друзей. Меня извлекли из воды, и тут я увидел, что кроме Игоря и Андрюхи на берегу присутствуют белгородцы Ромик и дядя Саша. Живы! Осталось теперь решить проблему Юрика, и тогда всё будет о'кей, но он уже собственной персоной шагал нам навстречу - ему всё-таки удалось выбраться на берег выше порога и не попасть в лапы коварной Жабы. Итак, нас шестеро на левом берегу, четверо - это те, кому удалось зачалиться перед водопадом, - на правом берегу. Все живы и, если не считать моего голеностопа, который изрядно распух и посинел, то вполне себе здоровы. И это самое главное, ну а все возникающие проблемы будем решать по мере их поступления. С этого момента началось наше шестидневное реалити-шоу «Сибирские джунгли. Остаться в живых», причём кардинальным отличием нашего шоу от телевизионного было то, что никто из нас не мог тогда сказать: «Всё... (высказался нецензурно)... Надоело... Я поехал домой...» Но это, как говорится, уже совсем другая история...
_____________________________________________________________________________________________________
Некоторые термины:
Бочка* - коварное локальное речное препятствие с пенным котлом у основания и обратным течением (противотоком) на поверхности.
Самосплав* - экстремальный вид индивидуального сплава вне судна.
Заброска* - попытка добраться к началу сплава (на автомобилях, лошадях, тракторах, а также любыми иными способами).
Катамаран* - судно с двумя соединенными рамой параллельно расположенными гондолами. Управление катамараном осуществляется гребцами посредством вёсел, педальный привод отсутствует.
Неопрен* - пористый материал, который задерживает воду и сохраняет собственное тепло тела достаточно долгий период времени.
Просмотр* - предварительный осмотр, изучение препятствия с берега: «ходить бояться».
Стремена* - лямки, которые жёстко фиксируют к катамарану согнутые ноги водника.
Ходовой день* - полноценный день сплава по реке.
- 65
23 комментария
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас