«ПЕЛЛА-ФИОРД» – «велосипед» в мире лодок
Когда речь заходит о чем-то придуманном давно, том, что уже сложно улучшить и изобрести «по новой» – мы часто используем фразу: не стоит изобретать велосипед. В мире лодок каждый год появляются новые модели, совершенствуются технологии, оптимизируется производство и внедряются инновационные материалы. Однако есть лодка, которая внешне остается практически неизменной на протяжении десятилетий. А вот меняется ли «начинка» и в чем секрет ее долголетия - попробуем разобраться.
Заглянем в историю
Как можно догадаться из названия, речь, конечно, о лодках «Пелла-Фиорд». Для большинства они не нуждаются в особом представлении. Каждый, кто хоть раз брал лодку на лодочной станции, несомненно, вспомнит этот узнаваемый на протяжении всех лет облик гребной лодки, как правило, зеленого цвета.
Мое знакомство с Пеллой пришлось как раз на время первых шагов в рыболовной «науке» где-то в первой половине 90х, в глубоко школьные годы. В то время Пеллы составляли основу парка всех лодочных станций и баз отдыха нашего региона, стояли «на вооружении» и береговой службы спасения. В своем классе альтернативы фактически не было. В старшем классе выступали различные версии клепаных и сварных металлических катеров многих предприятий. Но они были совершенно непригодны для перемещений на веслах. Между тем, некоторые любители охоты, рыбалки и просто отдыха на природе умудрялись вешать на транец гребной лодки один из самых популярных некогда отечественных моторов – Ветерок 8 (12), тем самым существенно расширяя горизонты для путешествий.
Вместительная, устойчивая на волне, практичная и неприхотливая лодка. Со временем на рынок пришло достаточно много новых моделей, разных концепций, назначений. Общая тенденция направлена на «моторизацию» лодок. В славной истории лодки «Пелла-Фиорд» были и настоящие экспедиции. Хотя в тех случаях, речь, безусловно, шла о специально подготовленных лодках, но в основе все же была та самая гребная лодка.
Спустя десятилетия возможности рыболовов существенно расширились. Однако старая добрая Пелла все еще не теряет своей актуальности. Почему? Об этом чуть позже, а сперва заглянем в «закулисье».
Маленькая лодка на большом предприятии.
Признаться, я никогда не задумывался, где делают Пеллу. Хотя давно знаю, что предприятие это находится где-то в направлении Шлиссельбурга. Если быть точнее, то в Отрадном. Как оказалось, гребные лодки Пелла - это лишь часть большого предприятия. Причем часть не самая значительная. Холдинг ОАО «Пелла» включает несколько отдельных предприятий, специализирующихся на крупнотонажном судостроении.
Очевидно, что в этой связи производство лодок не является приоритетным направлением, однако производственные мощности, материально-техническая база и технологии позволяют содержать производство без оглядки на рыночные сложности. Подобные примеры сосуществования предприятия, выполняющего большие госзаказы и одновременно постройку маломерных катеров, есть в нашем городе.
Безусловно, нельзя на основе технических возможностей делать однозначные выводы о качестве производимого товара. Иметь возможность и использовать её не всегда одно и то же. Концепция гребной лодки настолько проста, технически отработана и не меняется на протяжении многих лет, что вполне может указывать на отработанность всех этапов производства. Справедливо отметить, что технически более сложные модели лодок других производителей, выявляют проблемы при их эксплуатации, обслуживании и ремонте. Ну, а уровень завода «Пелла», его многолетняя история и накопленный опыт внушает доверие клиентам. Что ни говори, а случаев недобросовестного отношения к покупателям со стороны мелких предприятий довольно много.
При ближайшем рассмотрении мы видим, что инновации и внедрения новых технологий широко применяются на данном предприятии. Гребная лодка «Пелла-фиорд» сохранила свою концепцию, но в то же время технологически стала значительно более совершенной: применение новых материалов обеспечило корпусу большую прочность и легкость. В разное время были внесены и некоторые изменения в обводы корпуса, направленные на улучшение остойчивости лодки и её гидродинамических свойств.
В чем «фишка»?
И все же, в чем заключена привлекательность этой лодки, что позволяет ей держаться на плаву столько лет, не конкурируя с новыми лодками, а оставаясь в стороне, занимая единоличное лидерство в своем сегменте. Будем справедливы, Пеллу нельзя отнести к категории мобильных лодок: для её перевозки необходим трейлер. Она не позволяет устанавливать мощный мотор. Не стоит рекомендовать выходить на открытую воду в условиях значительного волнения и сложных погодных условий, хотя в целом лодка имеет запас плавучести, обладает хорошей для своего класса остойчивостью и мореходностью, прощая беспечным рыболовам многие ошибки и опрометчивые шаги. Но у неё есть свой определенный «ареал обитания». Какой он?
Привлекательность Пеллы, главным образом, была и остается для баз отдыха и лодочных станций. И в этом сегменте альтернатив, на самом деле, немного. Есть несколько вариантов европейских производителей, но их стоимость значительно выше. Вполне очевидно, что условия подобной эксплуатации предполагают постоянное хранение лодки на улице (в том числе и зимой), а туристы-рыболовы, кто берет лодку на прокат, как правило, не слишком бережно относятся к таким вещам. Любая надувная лодка быстро покроется множеством заплаток, потеряв свой привлекательный облик. С Пеллой по большому счету ничего не произойдет и через 20 лет.
Одна из наиболее сильных сторон Пеллы – хорошие гребные качества. Собственно для этого она и создавалась. Надо сказать, что далеко не все, кто любит отдыхать на природе, имеют подвесные моторы, не всегда такой мотор нужен. Определенная категория людей вовсе отрицает моторы. К примеру, в Финляндии, есть целое направление рыболовов, специализирующихся на гребной ловле и производном направлении - каякинга. Кстати, там же в Скандинавии все туристические базы укомплектованы жесткими лодками. Таким образом, Пеллу легко можно использовать без мотора не только на озере, но и реках. И в этом ее преимущество перед любой другой лодкой в своем классе.
Но если работать веслами не слишком хочется, лодка позволяет установить небольшой лодочный мотор. Благодаря своим гидродинамическим характеристикам, при минимальной загрузке даже с мотором 2-3 л.с. легко можно преодолеть 2-3 километра до нужного места за достаточно короткое время. Пелла не требует от управляющего лодкой специальных разрешений и особого навыка в управлении.
Если с базами все довольно очевидно, большинство владельцев сами это хорошо понимают, а что до обычных рыболовов? Я знаю, по меньшей мере, три варианта практического применения лодок Пелла, с которыми сталкивался сам. В одном случае владелец держит лодку на территории лодочной станции в числе других подобных, и когда собирается на рыбалку, то просто приезжает и спускает лодку на воду (либо она уже на воде). Другой мой давний приятель всё лето хранит лодку прямо на берегу - для этого в дно вбетонирован специальный штырь, к которому её и еще несколько других («соседских») пристегивают. Пелла не слишком интересна для любителей легкой наживы, в качестве объекта для кражи. О практичности в части хранения я уже говорил. Таким образом, он просто берет свои снасти, выходит на берег и отправляется на рыбалку. Некоторые хранят лодку на территории загородного участка, выкатывая её на самодельной телеге. Естественно, все случаи относятся к ситуациям, когда владелец «привязан» к одному водоему, чаще всего наличием дачи.
Ремонтопригодность – одна из важных составляющих в числе положительных качеств. Глупо было бы говорить, что сломать лодку сложно. Конечно, она не боится острых предметов, ей не доставят особых хлопот волохания по песку, гальке и даже камням. Но все это до определенного момента. При этом, в отличие от клепанных дюралевых и сварных алюминиевых катеров, ремонт такой лодки возможен даже в «домашних» условиях и не требует применения специальных технологий, как правило, все «лечится» с помощью эпоксидной смолы.
Превентивные меры и активная безопасность.
В автомобильной терминологии активной безопасностью называются системы, призванные не допустить аварийной ситуации. И я не случайно применил здесь именно эту терминологию. Эксплуатация Пеллы, как правило, сдерживает владельцев от необдуманных шагов: установки мощного мотора, выхода на воду в сложных погодных условиях. От осознания того, что «лодка не утонет», «в случае чего мы быстро вернемся назад», любители рыбалки и отдыха на воде иногда оказываются в крайне неприятных ситуациях, которые не всегда заканчиваются хорошо. Стихия для Пеллы - это достаточно замкнутые условия: озера и реки. Её образ рисуется в атмосфере зарослей тростника и рыболовной компании с поплавочными удочками, то есть спокойная, прибрежная рыбалка, оставляющая после себя только положительные эмоции.
Поскольку даже в этом классе условия эксплуатации могут отличаться, то и в семье «Пелла-Фиорд» есть несколько моделей различных размеров. Подробную информацию о каждой из них, а равно как и о самом предприятии можно узнать на официальном сайте http://fiord-nw.ru/
-
9
16 комментариев
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас