Перейти к публикации

Блог кнб

  • записей
    267
  • комментариев
    4 389
  • просмотров
    241 596

Водоохранная зона. Права, ограничения, штрафы.

кнб

2 994 просмотра

 

Опубликовано  на клубном канале Яндекс Дзен

 

Поводом для статьи послужила информация, что  в феврале группа депутатов от Оренбургской области подала в Гос Думу предложение о внесении поправки  в Водный Кодекс РФ об уменьшении  размеров водоохранной зоны. И я попробовал разобраться что к чему в этом вопросе.

image.thumb.png.61abf8ac3da2914bb27f2e11c19358aa.png

Давайте попробуем разобраться, как подъехать к водоему, не нарушая закон и не попадая под санкции охраняющих водоем организаций.

Но начнем все же не со штрафов , а с рассмотрения основного документа, регулирующего отношения, связанные с водными объектами, то есть с Водного Кодекса РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

Цитата

 

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 

 

 

 

Поскольку мы говорим сейчас об интересах рыбаков, то есть смысл посмотреть, на Закон о любительском рыболовстве, ведь наше пользование "водными объектами" обуславливается и им.

Вот так прямо и написано в Законе о любительском рыболовстве

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Цитата

Действие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

То есть, если водный кодекс - в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.

И еще один пункт , важный для нас:

Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства

Цитата

1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

То есть видим два документа, которые в своей декларативной части гарантируют нам свободное и бесплатное пользование водоемами. И появляется вполне закономерный вопрос, как и чем обеспечиваются эти права со стороны основного гаранта прав для граждан? (Я естественно не о Президенте, а о государстве в целом?)

И ответ на этот вопрос мы находим тут же в Водном Кодексе , а именно Статья 6 Водные объекты общего пользования гласит:

Цитата

 

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

 

 

 

 

То есть вот оно - обеспечение права свободного пользования. В береговой полосе 20 метров от линии воды (границы водоема, если быть более точным) любого федерального водоема любой человек может находиться беспрепятственно. Опять же в данной статье я не буду рассматривать прямые нарушения практически повсеместно связанные с захватом берегов под строительство , это тема чудовищно больная и раздражительная, мы сейчас разбираемся с правовыми аспектами рыболовства. И в этой же статье находим:
 

Цитата

 

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

 

То есть получается, что со стороны воды мы можем совершенно законно и ничего не нарушая к берегу подойти в любом месте, и сколько угодно времени находиться, в том числе и в так называемой "водоохранной зоне", которая как мы увидим дальше в Водном Кодексе, регламентирует ограничения по подъезду к водоему.

То есть с декларативной частью вроде все здорово, и остальные законы, в том числе Федеральные не должны бы вступать в противоречие с водным кодексом. И более того, есть еще статья 24 Водного Кодекса, которая говорит о том, что делает государство для обеспечения водного режима и сохранности водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений

Цитата

 

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

 

и еще почти 20 пунктов, среди которых нет ни одного который бы говорил об ответственности государства за гарантирование нам прав свободного доступа к водоему, нет функции в соответствии с которой государство обеспечивает условия доступа к водным объектам гражданам.Есть надзор, есть контроль за качеством воды, есть обязательства по разработке различных нормативов. Но вот продекларировав свободный доступ к воде тут же определили границы водоохранной зоны, в которую нельзя въезжать на автотранспорте. Тем самым практически нарушая не только продекларированные выше права (как самим водным кодексом, так и ... замахнулись на Конституцию)

Конституция РФ

Статья 17

Цитата

 

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 27.1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

 

Конечно понятно, что можно посмотреть и еще одну статью Конституции

Статья 42

Цитата

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Видимо руководствуясь именно этой статьей Конституции, и соображениями сохранения качества воды, были введены понятия Водоохранной зоны, и ограничения по нахождению в ней транспортных средств.

Статья. 65 Водного Кодекса РФ.

Цитата

 

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

....

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

 

Кроме Водоохранной зоны существует еще более строгое понятие Прибрежная защитная полоса, та же статья 65 ВК РФ:

Цитата

 

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

...

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.


 

Вот получается, что со стороны воды мы можем подойти и находиться, что в водоохранной зоне, что в прибрежной защитной полосе, а со стороны суши - никак, то есть именно что подойти можем, а вот подвезти лодку, или подъехать на машине поднять лодку - это уже нарушение режима водоохранной зоны

поскольку в водоохранной зоне запрещается :

Цитата

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

И нарушение этого пункта, уже по КоАП РФ наказывается от 3 до 4,5 тысяч рублей на гражданина.

Появляется простой вопрос. Запретить то нам запретили, а как и кто организует те самые "специально оборудованные места с твердым покрытием"? Понятно, что сами рыбаки этого не сделают, уж коль государство взялось обеспечивать одно конституционное право -на чистую экологическую среду, то вроде бы оно же должно задуматься и об обеспечении другого - свободы перемещения, и доступности рек для людей. Иначе получается ерунда.

Я уже не говорю об аргументации, что машины загрязняют приводную полосу. Да , конечно в места массового отдыха (то есть на пляжи например) надо запрещать въезд на машинах, но как быть миллионам автотуристов, которые очень часто просто не имеют альтернативы для оставления автомобиля с соблюдением требований водоохранной зоны?

Прежде чем что то требовать необходимо создать условия для выполнения этих требований. Сейчас же запретительный характер режима водоохранной зоны служит только для улучшения показателей работы надзорного аппарата. Поехали к любой речке, озеру, и "насшибали палок по легкому" . И ладно бы деньги со штрафов шли бы на создание тех самых дорог и стоянок, они канут в "закрома Родины" и их след тает, как прошлогодний снег.

Недавно депутаты Оренбургской области выступили с предложением в ГосДуму, об изменении водного кодекса, и сокращении водоохранной зоны до 50 метров повсеместно . И можно понять такое обращение. Но... Оно на самом деле не решает проблемы рыбаков. необходимо еще одно дополнение, например , что для спуска или подъема плавсредства в необорудованном месте можно подъехать например на ограниченное время, к примеру до получаса. И ограничить зону запрета для стоянки автомобиля например вне границы прибрежной защитной полосы. Это было бы разумно.

Есть еще один момент, и пункт в водном кодексе , он называется

Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

И в рамках этого пункта предполагается, что государство разрабатывает меры и способы комплексного использования водных объектов, на наш взгляд такие меры и схемы должны учитывать не только ограничения по пользованию водоохранной зоной, но и меры по обеспечению доступности для граждан. Тем более что

Цитата

 

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; .....

3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:
......
2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

....

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.


 

И тогда, становится понятно, что если схемой комплексного использования предусмотрены бесплатные стоянки для автомобилистов, есть возможность оставить машину, без нарушений требований кодекса, то тогда и наказание за нарушение актуально. А если никто не озаботился ни оборудовать стоянки, ни принять меры к тому, что б люди имели возможность оставить свои машины в соответствии с требованиями экологии, то штрафовать рыбаков и туристов - это только нагнетать в обществе социальную напряженность.

Необходимо дополнить кодекс нормами, обязывающими включать в схемы комплексного использования и охраны водных объектов мероприятия, обеспечивающие доступ людей к берегам, в том числе и с использованием автотранспорта.

Мне кажется, что Клуб вполне может сформулировать свои предложения и поскольку  обсуждение  поправок в Гос Думе неизбежно, то  наше мнение есть смысл тоже туда отправить. 


  • Нравится 19



17 комментариев


Рекомендованные комментарии

     Дотошная и глубокая проработка вопроса о правах и запретах для нас рыбаков типична у КНБ.

   Похоже, что законы эти писали тогда когда ещё у народа не было так много лодок и машин и об рыбаках-автолюбителях тогда не подумали. Если будем голосовать я за "наше мнение есть смысл тоже туда отправить". 

Правда... уверен "о таких мелочах "  Гос Дума думать не захочет. Надо искать кандидата в депутаты который на "волне" заботы о простых людях захочет въехать в Думу (пообещаем проголосовать) и поднимать прессу.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Обновление по водоохранным зонам и штрафам в прошлом году было.

«Если у них (у народа, прим. автора) нет хлеба, пусть едят пирожные!»- приписывается Марии-Антуанетте.

Если вам народ, фактически запрещено подъезжать к воде, идите на хрен, грибы собирать. А то скоро вход в лес платный сделаем.:(

  • Нравится 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Принципиально все правильно. Если декларировано право, следом должно быть "разжевано": "это право обеспечивается"...

Автомобили продаются для того, чтобы люди на них могли доехать туда, куда им нужно. Но, так как, прибыв в нужное место, автомобиль в карман не спрячешь, должны быть решены вопросы со стоянкой транспортных средств.

А  в реальной жизни получается разгул "штрафной экономики"

  • Нравится 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ещё вопрос возникает, в связи со всем вышеизложенным. По поводу движения и стоянки ТС.

В тексте : "движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие"....

А что есть дорога? Только то, что с покрытием? А как же " полевые и лесные дороги"', которые на всех нормальных картах обозначены. Если обратиться к ПДД, то дорога- это  " оборудованная или приспособленная для движения полоса земли". У нас в лесах вдоль любой речки таких полос наприспособлено будьте-нате. Особенно, если места грибные. Проехали машин сто за сезон по одной и той же колее - вроде как приспособили. Так это дорога или нет? И нарушаем ли мы, оставив машину в лесу на такой дорожке, если она, предположим, накатана в пределах водоохранной зоны?

Как бы этот вопрос разжевать?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

@sancer Так  а чего разжевывать, инспектор объяснит. Даже если это дорога (лесная, полевая, обозначенная на карте), то стоять то на ней всеравно нельзя (уже по ПДД), надо съехать, съехал - всё, ты вне дороги. Нету 200 метров до воды, значит в водоохранной зоне. Значит - здравствуй штраф.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
14 часов назад, кнб сказал:

Даже если это дорога (лесная, полевая, обозначенная на карте), то стоять то на ней всеравно нельзя (уже по ПДД), надо съехать, съехал - всё, ты вне дороги

угу,но дороги,согласно тем же ПДД имеют обочину,стоять там не запрещено))) на обочинах может расти трава,это не важно))Водный кодекс не запрещает стоянку на обочине

 

еще два любопытных момента-

В соответствии со ст. 65 водного кодекса : Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

то-есть нужен специальный режим,а не просто везде рядом с водой))

В постановлении Правительства №17 от 10.01.2009 «ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ ГРАНИЦ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ГРАНИЦ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ» говорится: 1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее — установление границ)

и границы))

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
В 11.02.2020 в 23:27, sancer сказал:

У нас в лесах вдоль любой речки таких полос наприспособлено будьте-нате. Особенно, если места грибные. Проехали машин сто за сезон по одной и той же колее - вроде как приспособили. Так это дорога или нет? И нарушаем ли мы, оставив машину в лесу на такой дорожке, если она, предположим, накатана в пределах водоохранной зоны?

А чего тут не понятного,написанно же движение в водоохранной зоне разрешенно только по дорогам с твёрдым покрытием, исключение, езда по грунтовым дорогам только в населённых пунтках

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
6 часов назад, piligrimtuk сказал:

А чего тут не понятного,написанно же движение в водоохранной зоне разрешенно только по дорогам с твёрдым покрытием, исключение, езда по грунтовым дорогам только в населённых пунтках

Не соглашусь. Фраза " ...имеющих твёрдое покрытие" в этом предложении относится к специально оборудованным местам, а не к дорогам. Иначе вообще ерунда получается.

На речке две деревни. Между ними дорога по берегу. Такая, самодельная. Нет на ней никакого покрытия, и никогда не было. Её как в XIV веке накатали, так и пользуются. Почтальон на мопеде по ней ездит, мужики на дальние покосы, зоотехник Вася на блядки и т.д. Выходит что, все они нарушители? Штрафы им надо выписать? За все поездки. Начиная с XlV века.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

@piligrimtuk написано,цитата-движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах....где здесь про твердое покрытие?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
10 часов назад, sancer сказал:

Не соглашусь. Фраза " ...имеющих твёрдое покрытие" в этом предложении относится к специально оборудованным местам, а не к дорогам. Иначе вообще ерунда получается.

проблема в том что это вам так кажется,а вот инспектор пупкин с судьёй потвердит что это касается и стоянки и дорог

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
4 часа назад, папа Джо сказал:

написано,цитата-движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах....где здесь про твердое покрытие?

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Просто такую трактовку и обьяснение давал представитель сего ведомства(чина не последнего),показывали по ТВ,правда он там же клялся и божился,что за езду по грунтовым дорогам они штрафовать не планируют.......

Спойлер

-_-

 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

@piligrimtuk мне без разницы какой чин и чего кому он давал))) сегодня он чин,завтра не чин...имеющих твердое покрытие-это относится к специально оборудованным местам,я русский язык в школе не прогуливал и вижу причастный оборот))) можете послать запрос лингвистам)))

Изменено пользователем папа Джо
  • Нравится 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...