Новая Кольская драма «Спиннингист и «золотая рыбка»
Участники:
Туристы-спиннингисты, нахлыстовики
Поморы, оленеводы, чиновники и пр.
Семга
Летом 2018 года по страницам СМИ Мурманской области прокатилось полное трагизма сообщение под названием «Поморская сёмга под угрозой. Популяция на грани исчезновения. Что делать? Предложения заполярных экспертов». Причину проблемы обозначили в том же сообщении – рыбаки-спиннингисты! Пути решения – «жесткий режим». Неужели все так просто?! Конечно нет. И сообщение это – не что иное, как «пуля» для подготовки общественного мнения. Итак, по порядку.
Надо бы представиться, наверное. Зовут меня Андрей Кравченко. Я ленинградец. Спиннингую с 7 лет. Принцип «поймал-отпустил» отвергаю с самого начала и ловлю только на еду. В перерывах между рыбалками занимаюсь связями с общественностью и журналистикой. Настоящую публикацию считаю околополитической статьей с элементами рассказа, поэтому разбор терминов «браконьерство», «нарушитель» и пр. оставляю для другого случая, тем более, что в разные формы правления в нашей стране их смысл менялся.
Интересная рыбалка в Ленобласти закончилась во второй половине ХХ века в связи с сокращением площадей запретных военных территорий и сдвигом погранзон вплотную к госграницам. В этой связи с 2008 года я стал постоянным гостем Кольского п-ва. За 10 лет я прочитал N-е количество научной ихтиологической литературы и исторических материалов по Терскому берегу, познакомился с поморами и оленеводами, прошел вместе с товарищем в общей сложности несколько сотен километров пешком по тайге.
Политическая подоплека «драмы»
1. План максимум: создание национального парка на Варзуге вместо регионального заказника
2. План минимум: ограничение свобод российских туристов и российских рыбаков
Варзугский заказник, если верить рассказу Н.Тонорова, создан мановением десницы Раисы Максимовны Горбачевой. См. текст: http://argumenti.ru/society/2018/08/583905
р.Варзуга
Образование здесь национального парка – идея не новая. Главной ее целью для инициатора проекта, скорее всего, является получение федерального финансирования со всеми вытекающими, а также новых земельных участков в бессрочное пользование. Предыдущая попытка от 1994 года не нашла понимания в Москве по целому ряду причин, которые актуальны вплоть до дня сего, например:
Выбор территории недостаточно обоснован с точки зрения наличия природных ценностей, отсутствует развитая инфраструктура и др. Полный текст отказа здесь: http://www.biodiversity.ru/kola/html/tersky/6.html
Режим национальных парков устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и львиную долю последствий от него ощутят на своей шкуре местные жители. Об этом очень расплывчато сказал в своем интервью ГТРК Мурман руководитель баренц-отделения всемирного фонда дикой природы Олег Суткайтис. Более конкретно узнать для себя цену нового режима жители Варзуги могут сами, заглянув в III-й раздел, ст.15 вышеупомянутого закона. А вообще им будет нелишне, наверное, скинуться всем миром и пригласить на сход к себе из Петербурга или Москвы независимого юриста по этим вопросам. И, хотя, в отличие от 1994 года, сегодня региональные СМИ говорят, что варзужане проголосовали «за», верится в это с трудом. А вот главе муниципального образования «Терский район» Г.Н. Попову можно верить, когда он, также в своем интервью ГТРК Мурман, открыто говорит о том, что надо готовиться к «жесткому режиму».
http://murman.tv/news/65476-pomorskaya-semga-pod-ugrozoy-populyaciya-na-grani-ischeznoveniya-chto-delat-predlozheniya-zapolyarnyh-ekspertov.html
Тем не менее, вероятность создания на Варзуге национального парка невелика, так как, кроме роста числа туристов, других изменений в списке необходимых критериев не произошло. И Раисы Максимовны уже нет.
Усиление прессинга на российских туристов и российских рыбаков
В ряду главных задач законодательной и исполнительной власти стоят контроль и фиск, это не секрет. Но для оперативного и всеобъемлющего контроля нужно хотя бы хорошее транспортное сообщение. А так как Кольский п-ов далеко не везде имеет дороги, то уровни контроля здесь ну очень разные, и вместе с рыбаками, они подразделяются на несколько категорий.
Кто ловит рыбу на Кольском
1. Туристы-сплавщики, местные любители, частные промысловики
2. Колхозы и пр.
3. Чиновники и «крышуемые» ими лагеря для наших и иностранных рыбаков, рыбинспекторы, ихтиологи
4. Военные
Местные любители в устье реки «N»
Это настолько наивный подход к ловле лосося в реке, что вместо негодования можно лишь улыбнуться
Самая уязвимая и незащищенная из перечисленных категорий – первая. Последняя в прямом смысле защищена отлично, поэтому с нее не то что штраф взять, но даже спросить «как клев?» герой-рыбинспектор не осмелится. А о том, как солдатики «рыбачат» можно предположить, если прийти в устье р.Качковка. Там прямо в дно фарватера вбиты трубы для шестов, а в скалы на правом и левом берегу – стальные крюки (на момент 2008г. по материалам Д.Арбузова «Вокруг Кольского за 80 дней»). Так что на Качковке рыбинспектору делать нечего, да и добираться дорого.
Реки Кольского, к которым можно подъехать на машине, представляют очень слабый интерес для иностранных рыбаков. А для наших это главный объект выезда! Кола, Умба, Варзуга. Вот на этих водоемах и будет попеременное усиление контроля. А зачем? Да деньги нужны чиновнику! Плевал он на рыбу, иначе не сдал бы реки под лагеря. Курс доллара растет, инфляция и количество нулей на банкнотах растут по тем же причинам, что и в 1914-1924г.г. только в уменьшенном масштабе пока.
Но чтобы «поджать» рыбаков первой категории властям нужно обоснование, реальное или фиктивное. Вот и позвонили они в ПИНРО и сказали: «Ребята, напишите-ка статейку и сделайте виновниками проблем с семгой русских рыбаков-любителей, а иностранных рыболовов не упоминайте». Удивительно, но ребята написали! И не какие-то там, а к.б.н М.Ю.Алексеев и д.б.н. А.В.Зубченко! По крайней мере они подписались под этим опусом. Вот он:
https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-depressivnogo-sostoyaniya-stada-atlanticheskogo-lososya-reki-varzuga-kolskiy-poluostrov
«Причины депрессивного состояния стада атлантического лосося реки Варзуга (Кольский полуостров)». Пока еще доступно для скачивания.
Цифры и другие данные, которыми оперируют чиновники в своих заявлениях прессе, взяты из этого опуса.
Дорога Умба-Варзуга построена при Горбачеве, если не ошибаюсь. И туристы-сплавщики хлынули в те края в конце 1980-х г.г. – в начале 1990-х г.г. А прижать их решили только сейчас. Логично. Надо ведь было сначала поделить реки между собой.
«Ихтиологическая» подоплека
В кавычках пишу, во-первых, потому, что рыба не причина, а повод, и во-вторых потому, что вышеупомянутая писуля состряпана на уровне реферата II курса биофака. Ее главная несостоятельность, как научной статьи, заключается в том, что из целого комплекса причин, которые влияют на численность популяции семги, авторы приводят только одну – спортивное рыболовство. Браво! Настоящий научный подход! Может меня к себе возьмете на полставки? Я и другие проблемы анадромных мигрантов знаю и даже некоторые подобия их решения. Например, песчаные дюны в устье Варзуги.
(по материалам Л.Ф.Лысенко и Е.Г.Берестовского "Лососи реки Варзуга") Под влиянием ветра они находятся в постоянном движении. Ясное дело, что увесистую их долю сносит в реку. На дне получаются коридоры песчаного лабиринта, в которых погибает определенное количество заходящей рыбы.
- Не хотите посчитать какое именно, ихтиологи?!
К этому надо добавить потери при коллективном прохождении рыбой песчаных отмелей. Группа рыб, идущая по отмели, поднимает песчаную муть, которая попадает в жабры сзадиплывущих. В итоге, гарантия выживания только у тех, кто впереди.
- Не хотите помочь с лесонасаждениями, ихтиологи?! А то в 2017г. там только один гектар леса высадили, сделав жидковатыми заявления властей о том, что они борются с этой проблемой. Средства нужны, ясное дело. Зато не придется выдумывать «козлов отпущения» в виде спиннингистов.
Изменение русла реки и рост числа отмелей в течение 80-ти лет
д. Кузомень в песчаных дюнах устья Варзуги
А вот другую проблему деньгами не решить. Шли мы как то с товарищем на восток по берегу. Далеко. Сходили на реку, потом завернули к избе полюбопытствовать и вообще. Хозяин пригласил чаю откушать. Разговорились. Спрашивает:
– На реку-то далеко ходили?
– Почти до верховьев, – ответил я.
– Оленей не видали по пути?
– Видали. Трех. У Z-го притока. А рыбу встретили только у Х-притока, хотя выше по течению места тоже знатные.
– Э… Раньше она почти на 50км выше поднималась!
– А теперь что же? – спрашиваю.
– Щука заняла те места и выше. Крупная. Туристов иногда за этими трофеями вожу. В озере она по соседству размножается. Весной, выходя в реку, год за годом выбивала молодь семги.
Я, недоумевая:
– Так XXI век же на дворе. Со щукой справиться не проблема.
А он мне уныло:
– А кому это надо?..
В другой год остановились мы на привал в Чалмны-варрэ. Баба Люба за морошкой ушла, а во дворе у нее работник приглашенный сени чинил. Приметил я, что на потомка пролетария он не похож. Может саам.
Первым делом, конечно, я его попросил наскальные рисунки показать. Посидели. Поделились историями. Я ему рассказал, что многие натуральные товары, в том числе с Кольского, не пускают на рынок Санкт-Петербурга. Он мне про оленеводство много поведал, про полярных волков, про песцовую звероферму здесь в деревне, ну и про рыбу, конечно.
– Вон она, – говорит, – чуть не до Вулиявра раньше доставала, а теперь на моторе за ней два часа ехать надо. Да и мельчать стала рыба-то.
– От чего так?
– Не знаю. Мы уже привыкли.
Еще одну проблему я выловил в региональных СМИ, которые начинают говорить о ней с такого абзаца:
«В последние годы в Мурманской области наблюдается массовая гибель сёмги, которую исследователи-экологи WWF связывают с началом искусственного разведения крупной компанией ООО «Русское море» садковой сёмги на территории Кольского полуострова по норвежской технологии. Таким образом, над рыбаками Беломорья нависла угроза переноса эпидемии заболеваний от садковой сёмги с Кольского полуострова в Белое море, с последующим заражением популяций дикой сёмги Поморья».
Читать полностью:https://www.agroxxi.ru/zhivotnovodstvo/stati/nad-pomorskoi-syomgoi-navisla-seryoznaja-ugroza.html
И наконец, явление, которому нельзя приписать строго отрицательный или положительный характер – это мода на спортивное рыболовство! Одни ихтиологи во главе с Алексеем Цессарским продвигают и раскручивают рыболовную индустрию в России, транслируя самые разные ТВ-передачи на тысячи часов эфира по разным каналам, издавая рыболовные журналы и пр.; а другие ихтиологи искренне или только внешне пытаются противостоять все новым и новым полчищам рыбаков, штурмующих водоемы.
Сокращение площадей нерестилищ целого ряда рек Кольского п-ва, песчаные дюны устья Варзуги, обмельчание рыбы, эпидемии – это целый комплекс проблем, влияющих на популяцию семги, имеющих затяжной характер и невозможность быстрого решения. И когда вместо них в центр драмы ставят спиннингистов – это курам на смех! Это подготовка общественного мнения для бесконфликтного изменения законодательства! Если бы власти действительно хотели увеличить численность стада семги, то в связке с учеными они подошли бы к этой проблеме комплексно!
Про чиновников уже говорилось. Они проталкивают закон ради денег. А авторы опус свой ради чего писали?! Состояние на этом они себе не сделали. Нельзя отказаться… Мол, откажешься – урежут финансирование институту. Хм, может и так. Но вот В.О.Ключевскому в свое время правительство заказало написать историческую оду эпохе Александра III, а он отказался. Но кафедры его не лишили за это!
Социальный противовес
Какие слова я слышал от местных жителей в моих путешествиях? «А кому это надо?», «Мы уже привыкли» и т.п. Стало быть, объединяться и самостоятельно, без инициативы сверху, искать пути решения проблем эти люди не хотят. Есть, конечно, объяснение такой позиции. Это и несоразмерность уровня проблемы с возможностями одного человека или малой группы, и непонятный рынок сбыта, и растущая дань, и собственная меркантильность. Есть и еще одно объяснение – отсутствие самостоятельности, общинного саморегулирования, которое раньше наверняка было, но после XVI века начало атрофироваться, так как Кольский п-ов подпал под контроль монастырей, а с ХХ века – под власть Советов. Ладно, это сложный вопрос. Есть проще: местные жители сами пилят сук, на котором сидят!
Кто не хотел бы «подкалымить» на туристах? Одни забрасывают сплавщиков в верховья рек на своих машинах, водометах, переправляют их на паромах. Другие даже шерпами работают на волоках, что в России вообще неслыханно. Третьи охраняют рыблагеря – от кого? – от своих же. Четвертые сидят в лодках с интуристом в качестве рыболовного гида. Пятые работают в рыбколхозах. Целая индустрия!
- Так откажитесь, ребята! Никто ведь силком не тянет! Только отказаться надо всем поголовно, а не так, что Вася отказался, а Пете жена сказала: «Чё ты тут барахтаешься за копейки?! Езжай в лагерь на Поной. Заработаешь нормально. Я на юг осенью хочу съездить».
И Петя пополняет ряды молодцов с шаткой жизненной позицией и меняет «золотую рыбку» на путевку, машину, шмотки и что там еще.
- А потомкам своим ты что оставишь, молодец?!
Рыбколхоз от рыблагеря не сильно отличается. Да, колхоз – гарант постоянной работы. Ну кончится рыба в реке, и не станет работы. А-а, – скажут колхозники, – Кончится, тогда и думать будем. Работники солеварней в Кузомени в XVIII веке тоже, наверное, сказали: «Вырубим весь лес вокруг, тогда и подумаем».
Время от времени я встречаю на Кольском п-ве сильных людей, но преимущественно на малой земле, где у них много работы и некогда промывать себе мозги ТВ-вещанием, читать чушь вроде той писули, соблазняться столичными кайфами. У некоторых есть квадроциклы и снегоходы в хозяйстве. Встречаются и такие, которые на момент нашего знакомства оказались не в курсе внутри- и внешнеполитической обстановки. А когда я удивился этому, один ответил: «А зачем мне знать? У меня тут все в порядке». Условия там, конечно, ну очень жесткие. Во всех отношениях. Но, наверное, это плата за то, что «все в порядке» и за весьма ощутимую независимость.
На протяжении многих веков власть в России опиралась то на аристократию, то на мелкопоместное дворянство, то на силовые структуры – на всех, кроме простого народа. И нынешняя ситуация с семгой Терского берега исключением не стала. Мурманская областная Дума в своих действиях, до конца понятных только ей одной, будет заручаться поддержкой силового аппарата. Тогда как тесное сотрудничество местных жителей с опальными туристами будет сводить на нет усилия властей.
В заключение, на сладкое, привожу выдержку из статьи И.И. Студенова, стр.4, которая по содержанию прямо противоположна той, из-за которой весь этот сыр-бор заварился, и при этом в конце, в списке литературы у И.И. Студенова стоит Алексеев М.Ю.!!!
«Учёные Полярного научно-исследовательского Института морского Рыбного хозяйства и Океанографии им. Н.М.Книповича пришли к выводу, что пропуск избыточного количества лососей на нерестилища не приведет к дальнейшему росту численности генераций. На реках Кольского полуострова РыбоУчетные Заграждения существуют и поныне, изменился лишь способ изъятия: определенные к вылову доли, составляющие 30-75% численности нерестовых стад, добываются, в основном, не промысловиками на РУЗах, а рыбаками-любителями при лове на крючковые снасти. При этом численность стад лосося не только сохраняется на высоком уровне, но и в ряде рек увеличивается».
«Промысловое прогнозирование уловов атлантического лосося (Salmo Salar Linnaeus, 1758)
для бассейнов северных морей европейской территории России»
И.И.Студёнов СевПИНРО, Архангельск, Россия
____________________________
Автор: Андрей Кравченко
Санкт-Петербург, сентябрь 2018г.
- 33
22 комментария
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас