Спонтанное ночное путешествие
Навеяно это воспоминание блогом Виталия "Езда за мечтой". У меня с речкой, о которой пишет Виталий есть одно воспоминание, из времен моей молодости. Оно не такое лирическое, как у Виталия, и сконцентрировалось все в одном ночном походе, но... зато оно яркое, и в нем принимали участие мои друзья, о многих из которых остается сейчас только вспоминать.
А компания рыболовная в молодости у нас была довольно большая. Но основу ее составляли я и двое моих одноклассников - Леша и Вадик, позже туда присоединились другие друзья, товарищи по работе и увлечениям. Но в тот момент о котором пойдет речь, мы активно осваивали рыболовные просторы Ленобласти в основном втроем, были полны сил, рыбацкого задора, и на информацию о новых местах бросались с энтузиазмом . Тогда, речь идет о восьмидесятых, не было ни интернета, ни толковых путеводителей, да что говорить, если даже карт нормальных было не достать. Была так называемая "Туристическая карта -схема Репино-Приозерск-Выборг", по которой можно было получить общее представление о географии Карельского перешейка, причем в непонятном масштабе и с некоторым искажением объектов,

ну и у некоторых матерых туристов (к которым мы себя тоже причисляли) были копированные - перекопированные, на плохонькой советской светокопировальной аппаратуре, листы военных двухкилометровок некоторых районов, но к этой истории ни одного листа не подошло..
Информация черпалась в основном из разговоров с такими же рыбаками, и проверялась зачастую методом тыка. Автомобилей не было. Были огромные самопальные рюкзаки, в которых помещались теплые вещи, еда, снасти, и, что важно для нас рыбаков, резиновые лодки. Потому что хоть они и были дефицитом, но всеми силами мы стремились лодки эти достать, потому как даже нам, относительно молодым и неопытным рыбакам уже было понятно, что без лодки рыбалка существенно ограничена, а лодка здорово расширяет возможности даже на небольшой речке.
Одной из наших любимых речек была Гороховка. О ней у меня есть отдельный рассказ. И туда мы летом катались одно время чуть ли не каждые выходные, кормя огромное количество местных комаров, и занимаясь ловлей плотвы , подлещика и щуки. Но тяга к новым местам была. И вот однажды то ли Леха, то ли Вадик принесли информацию, что есть де, такая река Перовка, а в некотором волшебном месте именуемым Пальцево на этой самой речке клюют невиданных размеров лещи в количествах превышающих здравый смысл и возможности рыболовных норм.
Сложность и интрига была в том, что на единственной карте, имевшейся у нас, этого самого Пальцево просто напросто не было.
Все "деликатные" районы - погранзоны и приладожский полигон стыдливо прикрыты "полезной" информацией. По рассказу "мужика с Лехиной работы" доехать до Пальцево можно было из Выборга дизелем-подкидышем. А на вопрос почему Пальцево нет на карте, тот же персонаж отвечал, что мол там погранзона , но она только начинается от Пальцево, и вполне можно до туда доехать. Расписания дизелей на Финляндском вокзале не было. Оно было только в Выборге.
На тот момент нам было уже лет по 25, мы работали и соответственно в распоряжении были только суббота и воскресенье. И вот, что б максимально их использовать, для исследования нового места, мы стартовали в Выборг в пятницу, после работы. Никаких "Ласточек" не было еще и в помине, выборгская электричка шла почти два часа, которые мы проводили за преферансом. Как уже сказал, ехали после работы, поэтому приехали в Выборг уже довольно поздно вечером, где-то часов в десять. Это по нынешним временам - десять вечера разгар вечерней жизни, а тогда выборгский вокзал смотрелся пустовато, и мы с нашими громадными рюкзаками невольно привлекали к себе внимание.
Два слова о Выборгском вокзале. В те времена вокзал Выборга в какой то мере был показательными воротами СССР. На подборке фото ниже архивные фото тех времен, кроме последнего, последнее, это уже похоже, ближе к двухтысячным - есть проходные турникеты на платформу, нет сидячих блочный вокзальных стульев на галерее второго этажа, цвет стен другой. Но в целом вокзал был очень представительный, чистый, и даже где-то наверное, роскошный. Даже в туалетах чуть ли не дубовые двери кабинок, позолота, зеркала до потолка.
И вот, среди всего этого мраморно-позолоченного великолепия, мы четверо с рюкзаками. Сейчас не помню, кто был четвертым, кажется кто-то из молодых братьев то ли моей жены, то ли жены Вадима. Это не важно. Важно то, что в почти пустом зале мы сначала у редких пассажиров, а потом в билетной кассе начали спрашивать, как нам проехать до Пальцево. Пассажиры шарахались, кассирша казалось была более конструктивна, и ответила, что дизель только утром, но билеты нам продать отказалась.
Как выяснилось буквально через пять минут, билеты она не продала, зато "продала" нас пограничникам, наряд которых подошел к нам и попросил проследовать в пикет.
Там состоялся довольно короткий разговор, начавшийся практически как допрос задержанных, готовящихся перейти государственную границу. Но после выяснения того, что мы никакие не шпионы, не диссиденты, и не беглецы, нам было разъяснено, что Пальцево - это уже погранзона, ехать туда "не надо", а если ехать, то будем задержаны уже там всерьез. После чего мы были отпущены. Кстати, что интересно, естественно, у нас первым делом спросили документы. Понятно, что в то время у нас не было привычки таскать с собой паспорта на рыбалку, и в принципе задержание могло бы продлиться до установления личностей, но...! У нас таки были документы. Все были членами обществ Охотников-Рыболовов на своих предприятиях, а членские билеты были с фотографиями, и печатями , при этом мы все работали на разных закрытых предприятиях, видимо это и позволило отнестись к нам беззлобно и легко.
И вот мы понимаем , что нормальным путем (то есть дизелем) до заветного Пальцево не добраться, последняя электричка в Ленинград уже ушла, да и нет задора возвращаться домой без рыбалки, впереди ведь суббота и воскресенье. Ночевать на вокзале, проявившем свою негостеприимную подозрительность не хочется никак. И смотрим снова расписание и ту же злополучную "туристическую схему". В расписании есть странная электричка, практически последняя, уходящая из Выборга в сторону Ленинграда "Выборг - Гаврилово". Кому и зачем нужна была такая "последняя электричка", остается только гадать, но мы в нее сели. Почему? Потому что посмотрели псевдокарту "Репино-Приозерск-Выборг" и решили, что доедем хоть как-то до речки. А именно , от Гаврилово (!) показывалась дорога вверх, по которой можно было дойти до населенного пункта Гончарово, стоящего на Перовке. А дальше уже, в зависимости от обстоятельств, мы планировали либо пойти по Перовке на лодках до Пальцево, либо найти место для рыбалки между Гончарово и Пальцево. Это были планы.
Сейчас не могу найти ту карту во вменяемом качестве, а нынешние дороги существенно поменялись. Скандинавии тогда не было. Но как-то похоже дорога проходила. В нынешних реалиях по яндекс карте наш пеший маршрут составил бы 18 километров.
Сейчас кажется несуразным такой путь, потому что очевидно, что даже если бы мы пошли от Верхнего Черкасово, то путь был бы существенно короче. Чуть ли не в половину. Но то то и оно, что не было такой опции, как построить маршрут, не было карты, кроме пресловутой туристской схемы. А было четверо молодых, азартных ребят, желавших дойти до новых мест. И мы шли. Почти всю ночь мы шли с одной всего лишь остановкой. И та остановка была не привалом, а некой кульминацией приключений ночи.
Дорога пересекала железнодорожную ветку Выборг-Житково. Сейчас этой ветки уже нет. До Житково дизель перестал ходить в 1999 году, а еще через десять лет в 2009 закрыли ее полностью, прекратив пускать поезд и до Вещево. В описываемый же период, это была вполне себе действующая, хоть и не очень востребованная, линия. И где-то в районе Перово дороша наша поднималась на искусственную насыпь и тоннелем пропускала дорогу железную. Похоже, что на фото как раз это пересечение. Только теперь все в запустении, а тогда развязочка была, что называется, с иголочки, недавно построена. .
Фото нынешнее, из интернета.
И в этом месте нас догоняет и перегоняет единственный за всю ночь автомобиль! Жигули проносятся мимо, даже не притормозив. Хотя мы уже подустали, и немного мечтали о том, что хорошо бы поймать попутку, что б хоть рюкзаки и кого-нибудь с ними подбросили б до деревни. Но единственная машина оказалась именно ЭТА. И, слава Богу, что она не остановилась .
Прошли буквально метров 300, крутой поворот, и видим сначала двух мужиков, а потом они просят нас о помощи, вытащить автомобиль! И приглядевшись, обнаруживаем тот самый жигуль, стоящий на боку, мало того, что на боку, так он еще вписался между парой вполне приличных деревьев. Не вековые сосны, конечно, но такие то ли осины, то ли березы, сантиметров по двадцать в диаметре. Мужики пьяные в дым. Не даром говорят - дуракам везет. Могли бы, судя по деревьям , разбиться в лепешку. Они же только ржут, и просят помочь. "Вы ж туристы, у вас небось топор есть? Давайте деревья срубим, что б на колеса поставить машину!"
Ну мы не совсем туристы, но по тем временам действительно были неплохо экипированы. Ребята работали на заводе слесарями, и сделали штамп для вырубки зубьев и была самодельная пила из метровой металлической линейки. В советское время такие линейки делались из очень хорошей стали.
Достоинство пилы из такой линейки - она легко упруго гнулась и сворачивалась по периметру рюкзака, практически не занимая места, и вес ее тоже был очень небольшой.
Наверное час мы возились с машиной. Машина, кстати тоже, как и мужики, мало побилась для такой оказии. Просто стекла повыбились, да "чуток" помялся бок на котором она стояла. Опустить ее на 4 колеса и вытолкать вручную на дорогу оказалось тем еще квестом. Но худо-бедно, вшестером вместе с немного протрезвевшими селянами, машину на дорогу вытолкали. Выяснилось, что машина и вовсе не их, а взята покататься у соседа. Знал ли сосед, о том, что друзья на ней катаются, или нет... Мы не уточняли, как-то даже в голову не пришло.
Машина успешно доставлена на дорогу, оказалась на ходу, и герои ночной дороги залезли в нее, и умчались радовать хозяина, что машина в общем то цела. Мы же, еще минут пять передохнув от такого неожиданного "отдыха", пошли пешком дальше.
Сейчас уже не вспоминается ни тяжесть рюкзаков, ни усталость. А только красота дороги, проходящей в основном через сосновый лес, тишина белой ночи, и утренний согревающий солнечный свет, сразу делающий путь легче.
Вместе с чужим дорожным приключением, дорога заняла у нас около пяти часов. И в начале шестого утра мы были в Гончарово.
Гончарово же встретило нас огромными свинарниками, расположенными прямо на берегу реки. Вонь стояла, что называется - глаза режет. И все это добро без препятствий стекало в реку. Ни о каком спуске дальше на лодках даже думать не хотелось.
Мы вышли к автобусной остановке, посмотрели расписание, до первого автобуса в сторону Верхнего Черкасова оставалось около часа. Сняли рюкзаки, посовещались, и решили добираться до понятной и любимой нами Гороховки.
Видимо в подарок от высших сил, в Черкасово мы почти сразу пересели на какой-то местный автобус, который довез нас до поворота на Дятлово, от которого оставалось то всего ничего - пройти 5 километров до речки. И везение наше не закончилось. Нас подхватил трактор, везущий здоровенную клетку с силосом в то самое Дятлово. Немного пришлось повозиться, закидывая наверх рюкзаки и себя, но зато 5 километров мы проехали минут за 10, развалившись на травяном "матрасе", и даже не хотелось вылезать после ночной прогулки.
Мы долго вспоминали это нелепое ночное путешествие, и больше не стремились в Пальцево. Уже гораздо позже, когда открылись границы в Финляндию, проезжал я это мифическое Пальцево с пограничным постом проверки документов. Ну... ничего особенного и впечатляющего. Но туда уже и не хотелось. Появились другие возможности, начались другие поездки.
А этот поход в памяти, как символ нашего молодого задора, когда 20 км с лодками за плечами, в незнакомое место, с перспективой еще куда-то проплыть неизвестно сколько, и с мгновенным принятием решения поехать общественным транспортом наугад неизвестно куда было естественным ходом вещей.
Опубликовано на канале Пенсионер с удочкой
-
20



17 комментариев
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас