Перейти к публикации

Блог кнб

  • записей
    267
  • комментариев
    4 389
  • просмотров
    238 685

Рискованный тест новых лодок на Лосевских порогах

кнб

1 668 просмотров

Лосевские пороги - одна из рукотворных достопримечательностей Карельского перешейка. Пробитая в 1857 году перемычка между озерно-речной системой Вуокса и озером Суходольское, образовала бурную порожистую Лосевскую протоку. Своего изначального предназначения - дать коротки водный путь из Финляндии в Ладогу и далее в Неву, протока так и не реализовала, но стала в наши дни излюбленным местом туристов-водников. Пожалуй единственный в Ленинградской области порог с таким мощным водосбросом почти круглый год привечает различных любителей водного туризма.

Порог достаточно хорошо изучен, и относительно несложно проходим. Глубина в протоке достаточно большая , коварных камней нет, кроме единственного хорошо видного Жандарма почти на самом выходе из протоки в Суходольское озеро.

Я в восьмидесятые-девяностые не раз с друзьями проходил этот порог и на байдарке, и на туристическом катамаране. А вот на моторной лодке давно хотел, но как-то не случилось. Последний раз намерение пройти водой порог было в экспедиции за ДНК лосося, в которой я принимал участие летом 21 года. Но тогда неисправности в моторе не дали мне реализовать задумку.

И вот внезапно, на грани случайной информации, узнаю, что мой друг Михаил (по совместительству главный конструктор лодок фирмы "Гладиатор") собирается на Лосевский порог, тестировать новые лодки. Даже не уточнив, какие, я напрашиваюсь к нему в компанию. И вот ранним осенним утром мы стартуем.

Погода радует последними днями золотой осени. Ищем подъезд к озеру. когда-то свободный и общедоступный берег Суходольского озера в Лосево стал "хозным", застроенным, облагороженным и огороженным. Не буду спорить, что лучше - частные руки и порядок с чистотой, или общая доступность и грязь с горами мусора и "грибами-подбумажевиками" по всем окрестным кустам. На мой взгляд - государство должно обеспечивать порядок на доступных территориях. Оно не умеет это делать. Раздает землю в частные руки в надежде на обеспечение порядка таким путем. Жаль. Но... Что выбрали...

Частный инвестор порядок на берегах навел. Но заборы поставил. Кроме заборов поставил много чего еще. Туалеты, прокат лодок, сцену, и даже "индейские национальные избы - фигвам называется"

image.thumb.png.73eefa3b31216d26ab0883a03e488d3b.png

В общем, время моей юности с туристической вольницей на берегах протоки теперь даже не вспомнить. Берега облагородили, это безусловный плюс. И сделали успешным (надеюсь, что успешным, иначе на фига вообще это было затевать) бизнесом.

Заплатив 150 рублей за подъезд к воде и 200 за стоянку, подъехали к берегу и начали собирать лодки. Уже первая лодка поразила меня количеством клапанов. Четыре отсека баллонов, и три отсека надувного дна.

image.thumb.png.992b3fb3c3ae9f4886b49e46530b9f00.png

Конечно качать такую махину ножным насосом замучаешься. Тем более лодки и сами немаленькие. Одна 4,2 метра, другая 4,5. Но "у нас есть такие приборы... но мы вам о них не расскажем", как поет группа Манго-Манго.

image.thumb.png.083377dc8a5ca999a1b2de8aeaaf34c4.png

Процесс подготовки к выходу пришел проконтролировать представитель базы. Их много приходило потом, но первым конечно пришел самый главный.

image.thumb.png.fc167457fdafa4bfd0bb869b05f0b334.png

Убедившись, что "все идет по плану", он удалился по своим делам. А мы тем временем накачали тестируемые изделия.

image.thumb.png.274a25f426feaf6e828cbdd73168accc.png

image.thumb.png.272d1c4d3ceda4fa8e6b2024e9399e73.png

Самое мое большое удивление вызвали не лодки, а моторы. Впрочем по порядку. Лодки оказались новой разработкой "Гладиатора" под водометные двигатели.

Особенности конструкции. Высокий транец, под водомет, усиленное дно, выносные баллоны по бокам улитки водомета.

image.thumb.png.a604ae84501f32991f74748cfe333d55.png

Кстати, у двух лодок немного отличались конструкции этих самых "выносов", на второй они были с "брызгогасителем", и одной из идей испытаний было посмотреть его эффективность.

image.thumb.png.4b7dbfdaa60677287fa1a5c72a22103e.png

Хоть лодки формально НДНД (надувное дно низкого давления) , но давление в надувном дне, склеенном из трех самостоятельных баллонов, должно быть около 0,3 атмосфер. Планируется, что на лодки в серийном исполнении будет идти ткань 1100-1300 гр на метр квадратный. Очень солидные лодки для порожистых и мелких водоемов.

Постепенно подъехало еще два участника наших "покатушек". Александр - сотрудник "Гладиатора", и Дмитрий - главный конструктор и гендиректор другой известной петербургской фирмы - Альтаир. Дмитрий собирался проверить ходовые качества нового варианта уже выпускаемой лодки Альтаир про 400 HD. Индекс НD говорит о том, что это тоже лодка с надувным дном.

image.thumb.png.ca4febdbcc2c64b10fd8afd78c45270e.png

И конструкция альтаировской лодки тоже не самая простая, уже запатентованная ими схема трехточечной опоры, дает возможность минимизировать контакт лодки с водой при выходе в режим глиссирования.

Альтаир казался самым мало моторно-оснащенным. Против 25 и 40 сил "меркуриев" "Гладиатора", "Альтаир" привез новый китайский репликант популярной "тохи" - мотор "ALLFA", в очень красивом корпусе, номинально 9,9 сил...

image.thumb.png.0408a8f4133ef8b1279a2f12042b8013.png

Поскольку альтаировская лодка уже серийная, то она оснащена всеми присущими этой фирме маленькими бонусами, входящими в базовый комплект : мягкие накладки на сиденья, коврик на надувное дно.

image.thumb.png.dba7b1324a548721589b9d70b354298f.png

image.thumb.png.ee73b966ffe9f0152c4be0f56c79251a.png

А вот камера в штатное оборудование лодки не входит. Это уже Димин персональный "доп"

С большим "гладиатором" проблем на старте не возникло. И водомет завелся, и пошла лодка ходко.

image.thumb.png.b1fda0d4c4bb42c0205c8c3670ae5176.png

image.thumb.png.7e2e0297a73e2acd1a4881b4682cbf5f.png

image.thumb.png.2704918650346c0d42da75d31b220b43.png

image.thumb.png.be09dbb9e0389bb5658a79fc0a1aae27.png

А вот маленький, под мотор 25-ку, оказался с капризами. Сначала долго не хотел заводиться мотор. (Оба мотора были взяты напрокат для испытаний, и 25-ка даже не заводилась еще). Пришлось чистить свечи, шаманить с впрыском топлива.

image.thumb.png.8a21062050cb3e8990b01123ab6be13b.png

И в конце концов и этот мотор затарахтел нормально. Но... Чуть подкачала высота транца. Прохваты не давали выйти на глисс. Рабочий момент для опытного образца. И с помощью пилы и топора были внесены необходимые конструктивные доработки, базирующиеся на четком и строгом инженерном расчете ("два пальца левее алголя")

image.thumb.png.348975806af5dafd9a32ad6b20ffa8ed.png

image.thumb.png.e352e0dafffacf8191696235b0dc7511.png

image.thumb.png.10c74341bea06cdd433104e3b944ccc3.png

image.thumb.png.1991cc78d656e43a15a3bbbf4b91df35.png

Пока "взрослые" возились с мотором и транцем, я отошел пообщаться с рыбачком, ловившем до этого в зоне видимости с паркрафта.

image.thumb.png.052271de06ba0b4e77aa73ebd53f2d00.png

Точнее, это он сначала подошел к берегу к нам, посмотреть на наши приключения,

image.thumb.png.f02d096ba4bdc6c83e8345af36be3a14.png

а потом уже, когда он причалил к берегу, и я немного потиранил его вопросами. Интерес мой был обусловлен маркой "триал", чей логотип украшал нос паркрафта. Дело в том, что только-только я вернулся с ПКРовского Хищника, на котором одним из спонсоров была фирма "Триал", и там я чуть попробовал покататься на подобном изделии. У меня еще были очень свежи впечатления от фестиваля , и получилась очень символичная встреча "трех спонсоров" "Гладиатора", "Альтаира" и "Триала" буквально на следующий день на общедоступном водоеме. Я, честно говоря думал, что эта серия триаловских изделий используется только на совсем небольших речках и озерах, а тут, вблизи мощной струи Лосевского порога, встреча с этим мелким юрким надувастиком меня очень удивила.

Немолодой владелец компактного судна отозвался о нем весьма позитивно. А вот с рыбалкой увы, не сложилось. Приехав почти одновременно с нами, он уже уходил, "потому что на работу", а из улова был всего один небольшой подлещик.

Так за разговорами пролетели еще полчаса, окончательно приблизившие испытания лодок. И вот я на воде."Земля, прощай..."

image.thumb.png.dce70133d61ddf5f6062263c42d0dde4.png

image.thumb.png.b08e682a8ff1fbf4f9334192537e01d8.png

Первый, пробный заход в порог показал две вещи. Первая - лодка конечно прет как танк. Вторая - при этом танк захлестывается водой на стоячих волнах, так, что даже носовой тент не помогает. Вернулись с добрым утяжелением килограмм в пятьдесят минимум.

image.thumb.png.a7c43195e9de1e05f7168b4c4b2f7dfb.png

А сливных клапанов на опытных образцах пока не было установлено. Пришлось все вычерпывать вручную нам с Александром. Михаил тем временем тоже прошел тестовый маршрут, и продемонстрировал достоинство водометного двигателя - лодка с разгона вылетела на берег.

Удобно.... Если берег чистый.

image.thumb.png.6e6ae41b015dc6801bee8fc3214ac4b2.png

И "Альтаир" тоже смотрелся на воде очень красиво.

Тем более, что все участники покатушек, кроме меня , фанаты и участники различных водномоторных гонок.

После небольшого перекуса приступили к основной части покатушек. Я понял, что при такой водообильности лучше не брать с собой на воду фотоаппарат. Тем более Михаил снарядился в почти космический костюм для съемок.

image.thumb.png.e49437dad49500876e0f895fb51d25bc.png

И дальнейшие фото-видео материалы любезно предоставлены им.

Для начала даю небольшую фотогалерею, которая показывает атмосферу мероприятия.

image.thumb.png.0709926a1167c3183159fb06ae24d713.png

image.thumb.png.662014886e78829d53749337563e2fd7.png

 

image.thumb.png.032abdc10eae7ac0dcc5c4a3cf5e4cd5.png

image.thumb.png.db2446ce0c99a0b62d9c6a68531d2057.png

image.thumb.png.8603a3017395a80f4731a3653f90b613.png

image.thumb.png.3969a62ea53db271553ed5f212da41b5.png

image.thumb.png.ae29e36473d477bf97b2c5a27567cb82.png

image.thumb.png.045db352b5d7de71414ead8ab1b807c2.png

image.thumb.png.98378324a72a5015ab2142845b276680.png

image.thumb.png.28a6ad624dcdfa7653e24dffd978ca0d.png

image.thumb.png.2a08c8b26260f4c2610da7442930a07c.png

image.thumb.png.004cfec4d1644c984015b38bb08695a3.png

image.thumb.png.32b951527097f35cbe60a0f24acc493b.png

Кстати, к нам присоединился еще один участник, директор базы "Угребись", показавший безопасный способ прохождения порога.

В принципе Лосевский порог несмотря на мощь водосброса, относительно простой и условно безопасный, насколько может быть безопасным водный объект с таким течением и валами стоячих волн. Вот если не лезть в эти самые стоячие волны, то проходится он по суводям и ровным участкам достаточно легко. Отмелей и камней на протяжении почти всего порога нет. Поэтому опасность представляют именно стоячие валы и "Жандарм" на выходе с "бочкой" сразу за ним. Да и валы, если умело в них входить, составляют скорее изюмину порога. Помню, что в проходах на катамаранах мы зачастую шли прямо на валы, что б почувствовать адреналин от прохождения порога. На валах важно не оказаться боком в пике разгона волны.

И вот пройдя уже раза четыре порог туда и обратно, сделав небольшой перерыв на обед, решили еще чуть-чуть добрать фото-видео материала. В принципе Михаил уже смонтировал красивое видео, которое я предлагаю желающим посмотреть с его канала ютуба.

 

А вот дальнейшее развитие событий в это видео не вошло. На одной из стоячих волн нас понесло назад. Александр решил таки уйти в бок, что делать не следовало. Возможно чуть была переоценена мощность мотора, которая казалось позволяла не обращать внимание на силу воды, возможно так неудачно сложились звезды... Но...

image.thumb.png.c3027cf3598fe85b5523fb36ea1568f6.png

Из под лодки я вынырнул первым. Порог нас приучил к одеванию спасжилетов еще "в те года", так что за плавучесть можно было не опасаться. Неудобство доставляли сапоги, тоже с положительной плавучестью. Они норовили все время уйти под лодку, сгибая мое тело в неудобное для дыхания положение. Саши не было, он остался под лодкой.

image.thumb.png.0f7ef964f4c46d9a72faa8d96e9b6fa8.png

Почувствовав пару толчков в тело, просунул руку под борт и помог ему вылезти наружу. Ну как помог? Просто выдернул за жилет. Насколько надо было выдергивать... не знаю, в принципе под лодкой сохранялся воздушный колокол, и вполне можно было какое-то расстояние проплыть и в ней. Единственное, что там угрожало - бензобак, но его перемещение было ограничено , он был привязан к борту.

На течении проводить какие-либо мероприятия по спасению-вылезанию было рискованно. Вода, хоть и уже не летняя, но пока градусов 9-10, что в одежде позволяет находиться в ней несколько дольше, чем 2-3 минуты зимой. Очень неприятным было прохождение Жандарма, не хотелось в него воткнуться или быть прижатым лодкой. Но ребята на лодках подстраховали, и мимо камня мы прошли достаточно далеко.

Выдя в Суходольское озеро начали реализовывать спасательную операцию. Сначала хотели оттащить лодку и нас с ней к берегу с которого стартовали, но оказалось, что перевернутый тент и мотор дают такую парусность, что против течения не выйти. И меня начались сложности с дыханием. Видимо все таки охлаждение и неудобное положение тела сыграли свою негативную роль. Пока Михаил пытался вытащить меня с лодкой, Александра поднял на борт Дима. А потом, уже вдвоем и с помощью Мишиной лодки, удалось вытащить и меня. Дальше уже было проще. Перевернутая лодка не шла против течения даже при двух впрягшихся в нее моторах. Решили дойти по течению до противоположного берега, благо он был уже близок, и перевернув лодку обратно, уже спокойно отбуксировать ее. Что в общем то было сделано .

На подобное купание я конечно не рассчитывал, поэтому сухой одежды не взял. Но у Димы оказался бушлат и флисовые штаны. Поэтому в наряде полу-эксгибициониста (бушлат на голое тело) приступил к учету потерь.

Как обычно, солома оказывается недостеленной. Фотоаппарат я в машине оставил. А вот телефон... И ведь была герма для телефона, и даже был он в нее вложен. Но вот застегнуть нормально я поленился. Мол от брызг и так защитит. В результате, герма оказалась до половины залита водой. Правда быстро вынутый аккумулятор, и просушка дома в духовке дали шанс телефон сохранить. Но в принципе не стоит подвергать его таким рискам.

Что сказать о безопасности. В принципе еще раз проходя ситуацию, она кажется довольно штатной. Ну... переворот. Ну пара телефонов промокла. Но в целом спасательные действия были осуществлены грамотно и спокойно. Хотя я пережил конечно несколько неприятных минут, когда казалось, что дышать становится трудно. Очень хорошо, что нас все же было три лодки. Охлаждение в воде быстро лишает сил. Буквально этим летом на Ухе я проходил тренинг по залезанию в лодку с воды в спасжилете. И хочу сказать, что даже тогда, в теплую погоду и почти без одежды, самостоятельно выбраться в лодку мне удалось минут за двадцать, и был я уставшим "до невозможности". Сейчас, в одежде, сапогах, я б не вылез сам на лодку никак.

И даже подъем меня в лодку двумя взрослыми и довольно крепкими мужиками оказался делом непростым. Хорошо - спасик был одет плотно , ребята приподняли меня за него, потом уже упираясь ногами в лодку Михаила, я немного помог им сам.(кстати, сейчас Правила обязывают одевать спасжилет так, что б исключить самопроизвольное его соскальзывание при падении в воду).

Переворот лодки обратно оказался делом довольно простым, но требующим наличия двух веревок. Зацепив веревками ручки лодки с одной стороны, трое ребят встали на противоположный баллон и потянули. Главное в этой технике - вовремя соскочить с лодки. Не раньше, чем она пройдет точку переворота, тогда она шлепнется назад, и не позже, тогда она может шлепнуться на вас. Мужики сделали это точно. Опыт. На гонках все ж перевороты случаются.

День закончился благополучно. Ехали домой на машине Александра, который тоже сильно недоумевал, почему он не выложил брелок от машины. Хорошо все же техника не подвела.

И хорошо всё, что хорошо кончается. Но опыта прохождения Лосевского порога у меня теперь стало еще больше. Наверное уже не буду его расширять.

 

Опубликовано на канале Пенсионер с удочкой

image.png


  • Нравится 5



2 комментария


Рекомендованные комментарии

Думал, размещать ли здесь этот блог, он вобщем-то не о рыбалке. Но, конечно,  о лодках  на сате тоже говорят. А во-вторых, ПКРовский раздел Блоги появился в свое время во многом  с моей подачи, и я  все же этот сайт ощущаю более своим, домашним, что ли, чем Дзен. Ну, конечно, если администрация решит, что не в тему, то уберу. Хотя, опять же, может комум будет интересно, как  проходить Лосевский порог.

  • Нравится 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

И, кстати, так  получилось, что  на той-же неделе  пришлось пройти еще один порог  Вуоксинской системы - Падунец на Бурной, но в том блоге меньше красивых фото, больше  технических комментариев, поэтому сюда его не несу, а кому интересно, может посмотреть здесь

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...