Рыбацкие рассказы

Вологодская область, тур в 600 верст.

Алексей В Степанов

Поезд прибыл точно по расписанию 06.18. Череповец. Черт бы его побрал со всеми его металлоконструкциями, чадящими трубами и производственными корпусами которые мелькали за окном последние, наверное, пол часа. Город металлургов, мать его…

Бессонная ночь прошла под гоготание и разговоры «за жисть» веселых подвыпивших соседей из купе напротив и теперь, кое-как протискиваясь через вагон с тридцати килограммовым рюкзаком я испытывал некое облегчение.

До боли знакомое лицо старого приятеля на пустынной платформе означало что все должно заладится. Так и получилось. Уже через несколько минут оставляя позади еще спящий город, мы ехали прочь, туда где под колесами разлетаются в брызги ручейки оставшиеся после ночного дождя, где легко дышится, где любая тревога растворяется над бескрайними просторами холмов и гладью лесных озер, где луга блестят переливающимися капельками утренней росы.

Правда теперь не весна, и даже не лето. Конец сентября уже изрядно окрасил деревья в ярко желтые и красные цвета. Погода выдалась на редкость теплая. Чистое голубое небо. Ни ветерка. В исключительной тишине то тут, то там, слышался шорох облетающей листвы.

Взяв несколько дней за свой счет, мы колесим просторы Вологодской области. Мы это я, мой приятель Игорь и его собака лайка по кличке Лиса.

Первая остановка небольшой плес маленькой  речушки под названием Казара.

Вспоминается как мы впервые открыли для себя это место…

Мелкая крохотная речушка. По берегам ее растут высоченные ели с гроздьями шишек на верхних ветвях, а у подножья чуть коричневатая прозрачная вода течет, извиваясь меж камней, то разделяясь на несколько весело журчащих струй, а то разливаясь мелкими широкими лужицами в которых стайками снуют крохотные мальки.  А вот и плес. Чистое от камней относительно глубокое русло на всю ширину реки. Здесь глубина доходит, наверное, до полуметра. Вся толща воды просматривается насквозь. Отсутствие рыбы видно невооруженным глазом.

На всякий случай я все ж решаю закинуть маленькую серебристую вертушечку. Исхлестав не большое водное пространство вдоль и поперек несколько раз, я уже было дело засобирался. К этому времени мой приятель только-только размотав свою удочку наконец-то закинул. Но не успел поплавок коснутся воды как на него откуда ни возьмись кто-то накинулся и через мгновение исчез растворившись в прозрачной воде. Игорь опешил. Инстинктивно выдернув снасть, он перезакинул. Едва поплавок упал в воду, как тут же дрогнул и пошел в сторону. Подсечка, упругие толчки и вот уже хариус грамм на 300 бьется на берегу. Я стою с открытым ртом. Игорь быстро сняв рыбину с крючка снова закидывает снасть. Снова мгновенная поклевка. И вот уже второй хариус, может чуть-чуть по меньше но тоже довольно приличный бьется на берегу.  Тут я спохватился и кинулся к машине за поплавочной удочкой, просто отбросив свой спиннинг в сторону. Пока я вытаскивал и разбирал удочку, третий хариус добавился к первым двум. Дрожащими, руками я кое-как насадил червяка. Сердце колотится и грозится вырваться из груди. От волнения первого заброса не получилось. Крючок вцепился в карман брюк. …твою мать! Игорь тянет четвертого. Стой, остановись, подожди, оставь мне хоть одного. Люди добрые! Да что ж это делается-то! А-а-а-а…

Проклятый крючок наконец-то извлечен, поправлен червяк и, пока Игорь возится с наживкой, я  закидываю в то же самое место из которого несколько секунд назад был выловлен четвертый хариус. Поплавок застыл на месте как вкопанный. Еле заметное течение потихоньку тянет его в сторону. Ну, ну… что… все что ли? Бл.. опоздал. Твою мать! Ну еп твою мать! Обреченно перезакидываю чуть в сторону. И о чудо! Сразу же следует поклевка. Поплавок резко уходит на дно. Подсекаю, секундная борьба и еще один красавец бьется на берегу. Фу… И мне досталось. Как потом оказалось этот разливчик был набит хариусами под завязку. Неизвестно где и как они прятались. Такого клева, на таком ограниченном пространстве за столь короткий промежуток времени, я не припомню. Мы наловили в общей сложности 17 штук буквально за несколько минут.

И вот теперь спустя почти 2 года мы снова здесь. На берегу стоит сколоченная из бревнышек лавочка под навесом. Видимо местные давно знают про этот загадочный плес. Но в этот раз нам почему-то не везет. За полчаса все ж таки выловлен хариус но всего только один. На маленький крючок постоянно вешаются какие-то малюсенькие рыбки размером меньше мизинца..

Жарим хариуса на костре. Оказывается что мы не взяли соли. Но все равно вкусно. Собираемся и катим дальше. Колеса наматывают километры. За окнами периодически проплывают «деревнеобразующие» озера. Свернули не туда. Дорога стала похуже, запетляла и теперь идет через вспаханные поля. Я было дело сначала подумал почему поле перепахано так не равномерно? Спьяну что ль его пахали? А когда остановились по нужде и вышли из машины, все стало понятно. Хотя и чутка жутковато. Все перепахано кабанами. Кругом следы. Отчетливые глубокие следы. По оглядывались, нужду справили и ходу отседова.

Следующая остановка озеро «Андозеро». Озеро довольно большое. Остановились на высоченном берегу. Уже вечер. Чистое голубое небо, тепло, и тихо. Вокруг ни души. С высокого берега видно далеко далеко. Где-то за островом, на другом берегу виднеется крохотная церквушка. Спустились к воде, накачали лодочку. Поплыли вдоль камыша. Зеркало воды неподвижно. В камыше вроде бы что-то там плесканулось… Первый заброс… Второй, третий… Пусто. Хотя вообще-то говорят что рыбы там пруд пруди но в этот раз все получилось по другому. В случайно найденной сети барахтались 3 окунька. Оставили сетку в покое пока кто-нибудь из кустов по жопе не пальнул.

Переночевали в палатке на берегу. Утром разбудила ворона. Она сидела на ветке прямо над нами и неестественно громко и пронзительно каркала. Ее карканье было больше похоже на кряканье. Крякала и крякала, все крякала и крякала. Крря-я-я,  да крря-я-я… Бл.. достала. Вспомнились городские вороны наглые хитрые. Вспомнилось как они жрут заклеванных голубей, как воруют с балконов съестное. Говорят ворона-та же крыса, только с крыльями. И вот в утренней тишине, на высоком берегу огромного красивого озера. Крря-я-я, да крря-я… Да что ж это такое! Ну мы конечно заворочились, проснулись. Она все крр-я-я, да крря-я… Не выходя из палатки обложили ее матом хорошенько. Нет, она опять крря-я-я да крря-я… «Ну, все, пи..ц, докрякаешься сейчас!» - сказал Игорь и раздраженно стал заряжать ружье. Зарядив ружье он вылез из палатки. Грохот выстрела разнесся гулким эхом по всему озеру, а ворона с размозженной башкой шлепнулась на землю. Вспомнились слова кота Матроскина – «Ох уж этот шарик, мне, охотничек…»

Снова дорога. По обочинам браконьерские вырубки. Остановились еще на одной речушке. Сходили вверх по течению. Поблеснили. Так, сяк, эдак.. На том берегу, на этом…Результат нулевой.

Едем дальше. Опять свернули не туда. Путешествовать здесь без навигатора довольно накладно. Из-за блужданий проехали лишних добрую сотню километров.

Уже в сумерках дорогу перебежал кабанчик. Два енота сидевших на обочине сиганули в разные стороны, сначала подпустив нас метров на 50. Судя по карте мы уже проехали половину пути и теперь по дуге держим путь обратно домой. Время за полночь. Решаем тупо свернуть на обочину и остановится на ночевку.

Не большая поляна перед лесом. Выехали на поляну. Заглушили двигатель вышли из машины. Высокая трава. Фары дальним светом светят в кусты. Тишина звездное небо и яркая луна под светом которой все предметы отбрасывают четкую тень. Ну, пожалуй здесь можно поставить палатку. Наша Лиса выскочила и стала бегать выпрыгивая в высокой траве. Вдруг в каком-то десятке метров от нас послышался резкий треск ломающихся веток и сучьев. Мы невольно отшатнулись к машине. Лиса! Лиса! Кто там… Было впечатление что испуганное стадо слонов несется не разбирая дороги сквозь непролазную чащу ломая деревья. В это время Лиса, смелая наша собака,  как ни в чем не бывало продолжая прыгать по высокой траве, потихонечку изменила направление, подальше от леса. Шум постепенно удалялся. Скорее всего это был лось и скорее всего не один. Когда шум почти затих Лиса теперь обозначила себя звонким лаем, типа мол попробуйте только еще сунуться сюда и все такое…  Решение ставить палатку здесь или не ставить зависло в воздухе. Был предложен довод о том, что дорога и так порядком утомила нас,  разбирать, а потом собирать как бы, вроде бы, ну вобщем возится не охота… Решаем спать в машине. Подумаешь не удобно, зато… э-э-э...  зато тепло! Да! Точно, тепло и водка под рукой, давай выпьем что б спать по крепче. –Давай!

Выпили, закусили и легли спать. Снятся дуратские сны. Спать ужасно не удобно. Толком не выпрямится, не укрыться. Больше всего мерзнут ноги. Несколько раз просыпаемся от холода и греем машину. Чуть за брезжил рассвет. Слава Богу, наконец-то утро. На траве роса. Вот потихоньку начинает пригревать солнце.

Снова в дорогу. В запасе еще часов 10. следующий пункт остановки глухариное болото.

- Пойдем, что ль походим? Глядишь может кто на выстрел подпустит…

Но собака, настоящая охотничья собака, видимо специально обученная, носится сломя голову с ужасным шумом забегая в перед и в стороны, облаивая непонравившиеся деревья. Хотя крадучись идти туда где только что лаяла на весь лес собака как-то сразу показалось бестолковым занятием, все же мы прошли мтров 500 по живописной болотистой местности. И даже затаились там под разлапистой сосенкой на какое-то время. Думаю, предугадывая действия своей собаки, Игорь на этот раз даже не стал брать с собой из машины ружье. Вылазка, как, наверное, и должно было быть, закончилась ничем. Разве что пока Лиса носилась меж редких сосенок, она, видимо, спугнула какую-то крупную птицу. Потому, что был момент, когда мне послышался в той стороне характерный шум взмаха крыльев. Но пожалуй это и все.

Да это все. Поездка заканчивается. Едим в сторону Череповца. Проселочная дорога постепенно поворот за поворотом превращается в широкое шоссе с яркой разметкой.

Машин все больше. Они проносятся мимо с зажженными фарами. Уже вечер.

-А что? Нормально съездили! – Говорит Игорь. Я молча киваю головой. Смотрю в окно. Мы мчимся мимо полей, на которые опускается туман. Над макушками деревьев багровеет небо. Еще чуть-чуть и уже совсем темно. Темно и только огни проезжающих машин.

Череповец. Шумный освещенный вокзал. Все суетятся.

-Ну все пока? Как-нибудь еще съездим.

-Давай пока. Конечно, обязательно съездим.

Проводник, билеты… Я протискиваюсь с огромным рюкзаком к своему месту. В вагоне тихо. Горит приглушенный свет. Изредка слышится, как в полголоса переговариваются зашедшие только что пассажиры. Я усаживаюсь и тупо смотрю в окно. Какая-то дурацкая получилась поездка. Медленно, незаметно трогается вагон, и платформа, вся в огнях, начинает уплывать. Как и 3 дня назад снова появляются металлоконструкции, чадящие трубы и производственные корпуса. Они мелькают за окном добрые, наверное, пол часа. Череповец - город металлургов, мать его…