Рыбацкие рассказы

Особенности национальной корейско-русской рыбалки – 2

Александр Сильницкий

          Пришлось мне по работе прожить в Южной Корее на острове Кодже почти год. На этом острове находится могучая судостроительная верфь САМСУНГ, где я, собственно, и трудился. Верфь и город-сателлит расположены в подковообразном заливе. Местность гористо-скальная, как в прочем, и вся та Корея, которую удалось посмотреть во время всяких экскурсий-путешествий…
          Гуляя по набережной в первые выходные, очень был удивлен полным отсутствием собратьев-рыбаков на парапетах, более того : они, рыбаки т.е., напрочь отсутствовали и на очень удобных для рыбалки разных пирсах и молах. Это при том, что рыбацких катеров и фелюг подобного рода в ближней акватории и у пирсов стоит много… По ТВ сразу же нащупал пару рыбацких каналов, обрадовался априорно – значит любят они это дело ! И уже душа зудела – в выходные посмотреть в натуре, прикинуть что к чему, да и самому присоседиться… А тут такой облом !!!
           Забегая вперед скажу, что потом в некоторых более укромных местах набережной рыбачков я видел, но стандартной массовости, как в наших приморских городах, нет ! То ли полиция гоняет, то ли считают, что рыба тут грязная – точно сказать не могу (был момент в пару дней ранней осенью, нерестилась мелкая рыбешка типа кильки-хамсы прям рядом с городской водосточной трубой - рыбы шквал, вся поверхность воды кипит, и тут как тут объявились местные бреки и давай на «драчку» набивать пакеты… Полиция не подскочила…) .
          Вобщем я гуляю, а рыба по заливу во всю играет, аж сердце заходится, такие чушаки выплескиваются, серебристые красавицы. Но далековато, по виду не определить породу. А по городу есть множество рыбных ресторанчиков с уличными аквариумами при них. Прошелся, проинспектировал породы : почти все знакомо за долгие годы морских странствий. Много чего и сам ловил в разных странах, обстоятельствах и разными снастями. Но вот в одном из аквариумов увидел наконец то, что предположительно и прыгало-играло : кефаль ! Она-то и стала впоследствии вожделенным трофеем моей рыбной охоты но, к великому сожалению, отнюдь не основным объектом…
          С собой я, когда летел не зная ситуации, удилищ не взял, никаких. Но нужную приблуду для изготовления поплавковой снасти захватил и в ближайшие дни присмотрел и купил маховую девятку корейского производства. Нашел ее в отделе полуспортивных товаров универсамчика при САМСУНГЕ и для его трудящихся (все цены чуть пониже городских). Пылилась она в уголке (отдел-то не профильный…) сиротливо и после недолгих торгов с хозяйкой отдела стала моей практически за 100 баксов в местном эквиваленте (ее сестры в фирменных магазинах идут от 130…). Справедливости ради должен сказать, что слишком мягкая оказалась палка, строй такой, что при вываживании рыбы от 200 грамм дуга идет от середины, но зато и килограммовую кефалину на тонкую снасть отрабатывает без проблем, правда долго…
          Итак была зима, начало января. Она в Корее разная в разных районах, как и у нас, собственно. На моем острове, как потом выяснилось, особый микроклимат и есть отличия от континента и летом и зимой, так что было сыровато, но не особо холодно. Иногда мокрый снег, по утрам лужи подмерзают, но залив без льда, навигация круглогодично.
          Коль скоро непосредственно в городе на набережной никто не ловил, то подался я в следующие выходные на другую сторону залива. Там берег скалистый, по верху лесок, потом асфальтовая дорога куда-то с довольно интенсивным движением (остров связан с материком двумя мостами через островки поменьше), ну и за дорогой лесистые горы до самой вышины… По берегу галечные отмели-языки, но есть и мыски скальные, глубина побольше, вобщем, думаю – подходяще ! Большая серебристая РЫБА по прежнему играла вдали, так что выбор ограничился поиском удобного места на одном из мысков. Вода подходила вплотную к большим, зализанным ею камням, усеянным мелким ракушечником. Стоять на них удобно, надежно, но за пару рыбалок кроссовки изрезал вхлам… Да и леску пару раз подрезал конкретно, что уже было чревато потерей не только пойманной рыбки, но и снасти. Поначалу прикормки я не брал никакой, а для наживки купил вареных чищеных креветок, так как видел по ТВ, что на них и ловят (потом, правда, выяснилось, что ловят не на вареных !). Рыбаков рядом не наблюдалось, прикинуться было не с чем, так что с Богом ! первый заброс !
          Слабое течение вдоль берега протащило поплавок до пределов досягаемости, перезаброс-проводка и так много раз : БЕЗ КПД !!! При этом отчетливо понимаю, что рыба здесь должна быть, пусть не РЫБА, а рыбка, но должна, потому что нашел в камнях несколько оборванных лесок с поводками для донки. Значит рыбачат и именно здесь ! Ладно, у меня не донка, но удилище длинное и глубину по-плотвино-карасиному промерять-устанавливать умеем. Так в чем дело ? После бутылочки пивка и глубокомысленных размышлений озарило : нужна другая наживка ! А озарение пришло от созерцания колоний мидий на оконечностях камней и сразу вспомнился восхитительный вкус (особенно с голодухи) мяска этих моллюсков, собранных и пожаренных на листе железа где-то на диком пляже под Туапсе…
           Стал собирать мидии и тут первая засада : на горизонте появился и очень шустро проскочил в гавань большой пассажирский катер на подводных крыльях. С глиссады он сошел в середине подковы залива и волнушка от него, с виду небольшенькая, покатилась к берегам. Стоя на краю камня в позе «зю», одной рукой держась за ракушечник а другой отламывая мидии, я слишком поздно понял, что волна только с виду детская, и через пару секунд был совсем не по детски окачен. От второй волны отскочил уже изрядно влажным и с мокрыми ногами (напомню – январь на дворе). Более того, сумка с причандалами (не застегнутая…) плавает в образовавшейся между камнями луже, а новенькая девяточка, прокатанная волной по ракушечнику, получила первые боевые царапины. Жаль было… Но не сдаваться же вот так сразу ! Поэтому наживляю мускул мидии, остальные ее внутренности наматываю на цевье, заброс, короткая проводка и поплавок исчез ! Пару секунд вываживания непривычно вихляющимся удилищем и моя первая корейская рыбка в руках ! Грамм на 100, в коричнево-серой мелкой чешуе, с довольно большой головой и, соответственно, ртом, но однозначно не одна из разновидностей бычков – уж их-то родимых я половил всяких-разных…
          Следующая рыбка той же породы была чуть побольше, потом еще пара-тройка поменьше – всех скидывал в ту самую лужицу после волны. И тут по-тихому подкралась вторая засада. С берега в морях я ловил редко, в основном с борта судна, к тому же приливно-отливные явления везде проявляются по разному (и по быстроте и по уровню…). Короче суть в том, что с час назад невдалеке на берегу появилась группа аборигенок с ведрами и небольшими скребками и стали они интенсивно ковыряться в прибрежной гальке, помалу приближаясь ко мне. А у меня то ли от холода, то ли от пива случилось желание отлучиться в лесок (женщины ведь рядом)… Положил снасть аккуратненько, на сумочку, повыше (как чувствовал) и до ветру… Вобщем пока то да се, спускаюсь с леска вниз и глазам не верю – нет моих камней, вода кругом и сумка с удилищем возле уреза воды болтаются. Ну и лужа с рыбой тю-тю… Плюнул я на все с досады, выловил вещи и подался домой солоно похлебавши. Так бесславно и закончилась первая рыбалка.
           Должен сказать, что эти катерные волны и регулярный дневной прилив вынудили искать более удобное место, что и было сделано впоследствии. Выяснилась позже и цель ковыряния аборигенок в прибрежном иле. Как оказалось, они ищут деликатесные съедобные ракушки и, попутно, морских червей для мужей-рыбаков… Этот морской червь является здесь второй самой популярной наживкой после креветок. И то и другое покупают в небольших магазинчиках рыболовных снастей. Порция, с лихвой достаточная для двух-трех рыбалок, стоит порядка пяти долларов. Но хранить червя трудно. Пытался и в воде, и в водорослях, и в сухую, в холодильнике и т.п. – максимум неделя, потом гниет… Поэтому местные не парятся и после рыбалки остатки выбрасывают.
          Вторая рыбалка тоже не очень задалась из-за ветреной и дождливой погоды. А в третий раз уже рыбачил в компании аборигена с донкой, которую он постоянно цеплял за камни под водой, обрывал, вязал новые поводки, снова рвал и матерился тихо по корейски… Ловил он, кстати, именно на червя (я тогда еще не знал, где его купить, а рыться в иле было влом) и недоуменно косился на меня, видя как я лихо таскаю рыбок на мидию. Так и не сменил наживку, хотя его улов был раза в три меньше моего ! Общались мы на пальцах и мычанием (английским владеют очень немногие аборигены…) , но этого хватило для понимания трех вещей : - пойманная рыба называется НОРЕМИ с ударением на Е; - рыба съедобная; - он меня приглашает на следующие выходные на рыбалку в другое место (помахал за мыс). Рыбок моих было десятка полтора, пару штучек под 200 грамм, так что я был на этот день удовлетворен. Дома, при ближайшем рассмотрении и разделке пришло понимание, что это практически наш налимчик (большая печень и прочие дела), да и в названии какая-то сходность угадывается. Уха с голов и крупняка оказалась чудо как навариста и хороша, а вот жаренная не очень, только что свежак…
          К следующей рыбалке погода стала по поздневесеннему теплой и солнечной, и я, запасшись бутылочкой самого популярного местного пойла (называется СОДЖУ с ударением на О, разлив в тару 0.33, вкус и вид нашей водки, только крепость 21) и любимым пивасиком (водка без пива известное дело) – корейских сортов пива много и все удобоваримые, направился на встречу с уже знакомым аборигеном. Но с утра слегка проспал, и когда пришел на мысок, то абориген отсутствовал, зато присутствовала третья засада : снова был прилив и все колонии мидий исчезли под водой, лезть в которую по острым камням не было никакого желания. Побродив по берегу и найдя пару-тройку полураскрывшихся (читай полудохлых) мидий для наживки, пошел в сторону большого мыса, указанного аборигеном. Путь по мокрым и крутым камням к мысу и за мыс парковой прогулкой назвать никак нельзя, но вознагражден был сполна : открылся вид на маленькую и очень какую-то уютную рукотворную дамбочку, которую из-за мыса с другой стороны залива почти не видно. В близком ко мне конце дамбы почивал на камнях разморенный СОДЖУ (судя по таре рядом) и не по весеннему теплым солнцем мой абориген… И он был очень рад и моему приходу, и свежей СОДЖУ да и пивасику, пожалуй. Он успел наловить пяток нореми (стандарт, 100) и на моих глазах сноровисто приготовил пикантную закуску : острым тонким ножиком рыбка превращается в две филеечки, которые кладутся на лист салата, сверху ломтик острого зеленого перца, еще какая-то остропахнущая травка, пару ломтиков редиски, долька чесноку, сворачивается трубка, макается в острый соевый соус и «пожал-те закусить»… За знакомство, за рыбалку и товарищ отдыхает, а я принялся за эксперименты.
          У него стояла донка на удилище с кольцами и катушкой, коробка морских червей и упаковка замороженных (уже давно растаявших) нечищеных сырых мелких креветок, я б даже сказал криля. На донке три крючка (поводки короткие на пружинных коромыслах) с концевым грузиком. Поскольку дамба, то глубина сразу 2-3 метра, на заброс моей девятки 4-5. Нормалек ! На донку и на червя сразу стали клевать те же стандартные нореми, но это уже было не очень интересно, поэтому наживил себе криля и слегка уменьшил глубину. Пару проводок впустую и вдруг поплавок буквально выпрыгнул с воды и лег. Подсечка, чуть борьбы и с воды стремительно вылетела и упала у ног серебристая с зеленоватым отливом красивая рыбка, с виду похожа на мелкого судачка. Косячок стоял почти вполводы и удалось поймать еще несколько. На шум моей суеты проснулся уставший боец и мы выяснили, что рыбка называется МОРЭ-МУЖУ (с ударением на О и первое У), что значит примерно «песчаная рыбка», что больше 150 грамм не растет и что скоро ее здесь будет очень много, типа нерест намечается… Все реально оказалось, только не так скоро, в конце лета в течение двух недель я ее ловил, сколько было нужно, она оказалась не только с виду, но и по вкусу как судачок, а жаренная в большом количестве масла – просто пальчики оближешь, да и вяленная к пивку только так …
          К вечеру абориген откланялся, а я по привычке остался на вечернюю зорьку и оказался глубоко прав ! С отливом появились мидийные колонии, я набрал свежих и на бутерброд червя с мидией на заброс под самую дамбу но на всю длину девятки, уже в сумерках выволок трех нореми около 300 грамм . Четвертая ушла в камни и обрезала леску. Пора домой !
          
А БОЛЬШАЯ СЕРЕБРЯНАЯ РЫБА ПОПРЕЖНЕМУ РЕЗВИЛАСЬ ВДАЛИ…
Александр Сильницкий