Рыбацкие рассказы

Вуоксинская Царь - рыба

Юра-музыкант

У каждого человека существует личный мотив, повод или причина для выхода в эфир, чтобы крикнуть: "Привет, коллеги по счастью!", ну и что-нибудь еще, более конкретное. А мне, вероятно, для этого не хватало достойного повода. Но, наконец-то, состоялось. Вуокса, Уха, и этот маленький повод. В общем, это те составляющие, которые иногда реально объединяют нас в этой жизни.

Раз уж я за столько лет еще ни разу здесь не проявлялся, возможно, многим будет трудно меня идентифицировать. Как-то Львович пытался прозвать меня Воблером, аргументируя это моей давней страстью самому лепить воблеры, многие, из которых, кстати, поймали рыбы не меньше фирменных. Но этот аргумент скорее интересен уже для биографии, чем для ассоциации. Короче Юра - музыкант, гитарист, певец, кому как больше нравится. Хотя мой давний e-mail называется Yustring, и Верещагин сказал, что это отличный ник, но я думаю уже поздно что-то менять.

С Вуоксой, во время соревнований у меня сложились довольно таки прохладные отношения. Дело отнюдь не во времени проведения самих соревнований. При посещении Вуоксы в другие времена я вытаскивал 4-х и 5,5 кг щук, в июне, и в 11.00 и в 13.00 при палящем солнце. Рассуждать на тему клева рыбы еще и в зависимости от природных явлений считается достойным, и довольно забавно связывать успех или неудачу со своим внутренним состоянием и отношением. Но тем не менее. Иначе откуда взялись бы различные рыбацкие приметы.

В субботу, на соревнованиях, на воде пересеклись с Фимой, пожали плечами, и он бросил фразу: "Слишком хорошо было вчера". В принципе других объяснений и не нужно, и именно ради этого и я нахожусь там - ради встреч, общений. Нигде, ничего подобного, ни в походе, не на другой рыбалке не было и не будет. И выходит эти самые прохладные отношения с Вуоксой - просто мой личный выбор на подсознательном уровне. Уже который год любая приличная рыба на Вуоксе ловится до или после соревнований и никакие погодные условия здесь ни при чем. Уха - 2006 успешно приняла эту эстафету завидного постоянства, но все же с некоторой приятной разницей. Самое главное, это, конечно, то, что праздник удался. А не о самом главном хочется сказать чуть подробней. В ночь с субботы на воскресенье в перерыве между песнями Сом грузил мое сознание пудовыми и более Вуоксинскими щуками. Я, вроде, делал вид, что верю, но, видимо, не удачно. Этот маленький фрагмент неожиданно, но почти закономерно, дополнил цепочку в дальнейшем событии.

Следующий день оказался первым воскресеньем, когда мне не надо было спешить на работу. Искупавшись, покатавшись на лодке и, выгнав остатки алкоголя из организма, благополучно, с грустью в глазах и на сердце проводили большую часть участников домой.

Моя жена дома легкомысленная к рыбалке, на воде интуитивно чувствует рыбу. Ее ответственное отношение к делу помогает поддерживать ту необъяснимую связь с загадочными не природными явлениями и, часто, именно тогда, когда мне все безразлично после вчерашнего "хорошо". И, когда она потребовала рыбалки, или хотя бы дорожки на обратной дороге я сделал вид, что это мое решение и объявил Фиме с Аленой, которых мы договорились подхватить, что идти будем медленно. Загрузив барахлом и мусором наши лодки, мы двинули домой и, выйдя на первый плес, начали дорожить. Собственно дорожить стали мы с Людмилой, а Фима с Аленой на прицепе впитывали на прощание энергию Вуоксинских просторов. Я со знанием дела шарил Cotton Cordellom на шнуре у дна, а Людмила на свой любимый доночный спиннинг с леской 0,4 бултыхала лимонный Rapala Shad Rap SR-9 в пол воды. Зачем ей, с ее интуицией и удачей, все эти рыбацкие тонкости. После 10 минут дорожки, естественно у нее происходит мощная хватка и тут же срыв. Подсекать рыбу тоже тонкость. Настроение улучшилось, появилась надежда и состояние "хорошо" из простого человеческого смысла начало перемещаться в сторону сложного рыбацкого. Я продолжал корчить из себя специалиста, умело, огибая своим  Cordellom гряды и ждал когда жена скажет свое заветное: "Есть!". Через 10 минут после первой хватки прозвучало следующее: "Есть!... Эх, зацеп. Или нет?" Эта, до боли знакомая фраза, за годы выработала привычку без слов меняться спиннингами. Жена выполнила свою высокую миссию, а черная работа с ее со всеми тонкостями - мой удел. Медленно подтаскивая слегка шевелящийся топляк к лодке, я хотел, было произнести вслух приблизительный вес рыбы - мол, эдак кило на 5 потянет, но, вспоминая прошлые ошибочные ощущения, зацепившихся за жаберную крышку килограммовых щук, решил воздержаться. А зря! То ли начальный болевой шок, то ли запоздалая реакция большой рыбы позволили подвести ее, совершенно не сопротивляющуюся, к лодке и поднять к метру от поверхности воды. Сначала я увидел лимонный цвет воблера, наполовину торчащий из пасти, затем успел пробежаться взглядом к ее хвосту, что примерно составило половину длины Пеллы. Рыба, оказавшаяся щукой, впрочем, других версий и не было, в этот миг осознала ошибочность своего маршрута и не особо торопясь, но, очень уверенно, показав темно-желтый огромный бок, ушла на глубину, размотав метров 30 лески. Вот за что я люблю задний тормоз у катушек. По Вуоксе пронеслись наши восторженные вздохи, впрочем, я молчал - они же ее не видели. В тот момент, когда щука изменила наши планы, я успел буркнуть, что типа нам ее не взять, но Фима объявил: "Юра, время есть, вываживай". По привычке, еще с ловли жерехов на Свири при зацепе крупной рыбы, я посмотрел на часы, было 18.30. Все уселись поудобней в лодках, жена достала фотоаппарат и багорик, а я начал выпендриваться с ручкой и фрикционом. Минут через 10 неподалеку от нас тормознулись отдыхающие на казанке и замерли в почтительной тишине, ожидая увидеть трофей. На какое-то время стих ветер и в воздухе несколько раз повисало гудящее от лески напряжение, разряжающееся треском фрикциона и охами окружающих. Раза три мне удавалось оторвать рыбу от дна почти на метр, на что она реагировала 30 метровыми безапелляционными уходами в сторону. Минут через 15 отдыхающие на казанке, жаждущие зрелищ, видимо, потеряли терпение и как-то незаметно испарились. Я взглянул на часы, прошло 30 минут. Какая малость, подумал я, вспоминая Сабанеева, у которого один искусный рыболов вываживал жереха весом 8 - 10 кг на леску диаметром по нашему времени 0,20 мм в течение то ли 4-х, то ли 6-ти часов. В 19.05 приблизилась некая лодка на моторе. По всем законам необъяснимых ситуаций это мог быть только один человек - Сом. Первое, что он закричал, приблизившись к нам, было следующее: "Это не рыба!" Чуть позже он поправил сою мысль: "Это не простая рыба, ты теперь мне веришь?" Он перебрался в нашу лодку и, вооружившись багром, раздавал ценные советы типа - "Не торопись и не дай ей отдохнуть". И видно было, что рыба тоже его слышала и четко слушалась его советов - моя рука онемела полностью. По поведению Сома было ясно, что у него это уже третья или четвертая встреча с этой или подобной щукой, которая, как я понял из его рассказов, никак ему не давалась. Щука уже не ограничивалась 30 метрами, а разматывала по 90 метров, и нам приходилось ее догонять на веслах. Она ничуть не устала и, по-моему, только - только начинала сердиться на нашу навязчивость. Остановить, придержать ее хоть чуть-чуть было совершенно невозможно. Я прикидывал ее вес килограмм на 15, Сом настаивал на 20-ти. Я не возражал. В это время мне вспомнилась еще одна мысль уже из Астафьева - Если тебе попадется царь-рыба, то ты не пытайся ее вытащить, освободись от нее и сделай вид, что она сорвалась, а потом опять мечтай о ней. После этой мысли я упер спиннинг правой онемевшей рукой в пояс, и леска не стерпев такой наглости, еще, будучи мгновенье назад тугой звенящей струной, жалкой ниткой повисла в воздухе. Я посмотрел на часы, было ровно 19.30. Эта беспомощная, трепыхающаяся на ветру нить целый час преданно связывала нас с мечтой Сома, а теперь уже и с моей мечтой непонятной, но гордой Вуоксы.

Целый час это так мало, чтобы поймать мечту и вполне достаточно, чтобы понять, как она тебе нужна.

P.S.  На следующий день я вернулся домой, держа в руках новенький лимонный Rapala и 135 метров шнура Power Pro. Жена, как и прежде, окинула покупки безразличным взглядом, но где-то в глубине ее глаз на мгновение вспыхнул какой-то загадочный огонек.